От райцентра Тисуль до Белогорска, что на самой границе Кемеровской области с Хакасией, - 120 километров по горной дороге, усыпанной камнями и остатками гравия. "Для пациентов с инсультом или инфарктом езда по такой дороге, мягко говоря, чревата, - говорит заведующий белогорской врачебной амбулаторией Игорь Конев. - Пока, тьфу-тьфу, довозим всех. А могли бы многих пациентов лечить сами". Дипломированный психиатр-нарколог Конев работать в своей должности в Белогорске официального права не имеет, алкотестер и тот у него забрали. Хотя вытаскивать из подворотен замерзающих бродяг, собирать по подъездам и откачивать подростков ему все равно приходится. Как и работать по экстренным вызовам за терапевта, хирурга, гинеколога... Ведь если не он, то кто? Другого доктора в Белогорске нет уже два года. Больницу в поселке построили в середине 70-х, когда градообразующий Кия-Шалтырский нефелиновый рудник приносил хорошие налоги в бюджет, а население поселка превышало пять тысяч человек. Сложнейшие операции, физиотерапевтическое отделение с грязелечебницей, свой роддом - все это уже в прошлом. Нет, рожать в Белогорске не перестали, наоборот, в молодых семьях - по двое, а то и трое детей. Но численность населения недотягивает до трех тысяч, а значит, согласно новым нормам больница поселку не положена. Только амбулатория. Медучреждение сегодня функционирует лишь в самом низу трехэтажного здания, не знавшего капремонта. Крыша в сильные дожди протекает до первого этажа. В помещении дневного стационара - стойкий запах сырости и канализации, стены с отслоившейся краской и штукатуркой в детском отделении, процедурном кабинете и лаборатории изъедены грибком. А из-под кранов с резиновыми шлангами течет только холодная вода.
Пациенты пишут жалобы во все инстанции. Еще в сентябре 2015-го белогорскую амбулаторию проверила комиссия из областного департамента охраны здоровья населения и Роспотребнадзора. Выдали предписание в месячный срок устранить нарушения санитарных норм и правил. Но поселковое и районное руководство твердит: в бюджете нет денег. За поддержкой Конев и общественники обратились к руководству рудника. Его директор пообещал 10 миллионов, но не на ремонт старой больницы, а на обустройство амбулатории в здании, где находятся белогорская мэрия и музыкальная школа. Все, что требовалось от чиновников, - составить смету. Местная администрация уплатила фирме, которая разрабатывала документ аж девять месяцев, немалые бюджетные деньги. В итоге смета выросла до 40 миллионов: в нее включили ремонт и реконструкцию всего административного здания. К такому раскладу на руднике оказались не готовы. К слову, предприятие оплатило поставку современного медоборудования для амбулатории - по гранту, который выиграли только благодаря настойчивости доктора Конева. Но оборудование это некуда ставить.
- Мы рассматриваем для Белогорска вариант модульной амбулатории из сэндвич-панелей, которую можно установить под ключ быстро, - говорит главврач Тисульской районной больницы Виталий Волобуев. - Коммерческое предложение готово, пока сырое, мы его начнем дорабатывать с нового года. Мне не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что мы не озабочены ситуацией. Просто в Белогорске еще не отвыкли от того, что есть больница, которая работает круглые сутки. Но времена меняются. А мы сейчас только тем и занимаемся, что чиним, латаем...
К слову, ситуацию с медпомощью в Белогорске держит на контроле глава района, которая, правда, посещая поселок, почему-то в амбулаторию не заглядывает. И медики часто вспоминают ее слова, сказанные ранней весной: "Займемся, когда сойдет снег". Снег давно сошел, скоро новый ляжет...
Владимир Шан-Син, начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области:
- Деятельность врачебной амбулатории в Белогорске соответствует требованиям минздрава. С октября 2016 года планируется организовать выезд врачей-специалистов в Белогорск два раза в неделю, укомплектовать амбулаторию фельдшером скорой медицинской помощи. Вскоре прибудут три врача. А вопросы ремонта здания амбулатории находятся в компетенции администрации Тисульского района.