На гидроавиасалоне тема современных БПЛА обсуждалась очень широко. Это направление в качестве одного из самых актуальных выделил и глава минпромторга РФ Денис Мантуров. Но, как неоднократно подчеркивалось, сам по себе беспилотник стоит немного, если не будет иметь продвинутый интеллект, который позволил бы решать самые разные задачи - от навигации до полной замены человека в экстремальных условиях.
По словам профессора кафедры "Информационно-управляющие комплексы" Московского авиационного института Николая Кима, пока до того, чтобы робот мог полноценно решать поставленные человеком сложные задачи, еще далеко.
- Сейчас одно из перспективных и востребованных направлений, - говорит ученый, - это система зрения роботов. Помимо распознавания образов, необходимо, чтобы роботы научились определять свое положение не только в пространстве, но и относительно других объектов. Пока летательные аппараты могут определить свое положение, лишь увидев специальный ориентир.
Но аппарат еще надо научить понимать человека. У робота, образно говоря, нет возможности "ходить в детсад и посещать школу". Сделать это надо не за несколько лет, как в случае с человеком, а быстрее.
По словам ученого, еще одна крайне сложная задача - научить БПЛА оценивать ситуацию. Не только определять свое место среди объектов, но и их отношение между собой. Если удастся решить эту задачу, тогда станет возможно групповое применение БПЛА.
Несмотря на призывы ориентироваться на экспорт, пока, по мнению Николая Кима, основным заказчиком интеллектуальных беспилотников российского производства могут быть, прежде всего, минобороны и МЧС. Хотя, например, перспективными в коммерческом использовании могут быть интеллектуальные системы, позволяющие сажать беспилотники на движущиеся суда. Это направление сегодня востребовано в мире.
Кстати, эта идея совпадает с мнением представителей минпромторга, которые на гидроавиасалоне рекомендовали разработчикам в этой сфере не замахиваться на глобальные проекты, а сосредоточиться на небольших, но востребованных уже сейчас.
Тем более, помимо интеллектуальной составляющей будущих "летающих роботов", есть немало других нерешенных проблем. Например, сегодня ведущие конструкторские бюро мира ведут непрерывную гонку за длительность пребывания БПЛА в воздухе, которая зависит, прежде всего, от элемента питания.
Так, российские разработчики при участии института проблем химической физики РАН (ИПХФ) планируют в этом году представить к испытаниям коптер, способный провести в воздухе до восьми часов в зависимости от нагрузки и профиля полета, что, в случае успеха, вдвое перекроет нынешний мировой рекорд по продолжительности беспрерывного полета мультироторного беспилотника. При этом предусматривается максимальная вариативность аппарата - он сможет либо поднимать большие для коптеров грузы, либо долго летать - в зависимости от задачи. В первую очередь разработкой заинтересовались силовые структуры, но в дальнейшем рассматривается возможность коммерческого использования с последующей адаптацией коптеров под конкретные задачи.
В апреле предшественник упомянутого коптера-рекордсмена при собственной массе в 12 килограммов и полезной нагрузке в полкилограмма провел в воздухе 3 часа 10 минут. При этом полет проходил в сложных погодных условиях - под дождем и при порывистом ветре. Режимы полета менялись от автопилота к управляемому, а коптер менял высоту и передавал на землю изображения и видео.
По мнению экспертов, сегодня два этих направления - искусственный интеллект и системы питания - являются основными при решении проблемы автономных аппаратов, способных действовать без оператора.