Жители станицы откровенно запуганы, так как боятся лишиться участков, которые они получили в начале 1990-х в наследство от колхоза "Заветы Ленина". Новый передел собственности здесь уже фактически начался, да только местные жители обвиняют в этом вовсе не агропредприятия, о которых полгода кричат так называемые активисты.
С документами в руках люди доказывают: за отъемом земель сегодня стоят как раз эти самые фермеры.
- Мы устали от их незаконных действий по захвату паевой земли - как нашей, так и местного градообразующего предприятия. Доходило до того, что эти фермеры устраивали ночные обходы по дворам и уговаривали людей забрать паевую землю у предприятия. В Дмитриевской из-за этого уже назрели конфликтные ситуации, начались ссоры, между жителями постоянная напряженность, - рассказывает одна из пайщиц Татьяна Пишулина.
Что же здесь произошло? Почему кубанская станица разделилась на большинство, поддерживающее СХП "Дмитриевское", и нескольких ярых оппонентов?
Понять это можно, только разобравшись в тонкостях начавшейся в 90-е земельной реформы. Когда вместе с Советским Союзом распались колхозы, их бывшие работники получили по участку на общем поле - земельные паи.
В Краснодарском крае, как правило, они составляли от двух до пяти гектаров. По кубанским меркам это немного (ведь средний размер поля здесь около ста гектаров), поэтому участники общей долевой собственности или объединялись с соседями в фермерские хозяйства, или сдавали наделы в аренду сменившим колхозы агропредприятиям. В обмен станичники ежегодно получали натуроплату: зерно, масло, муку, сахар и другую сельскохозяйственную продукцию. Это обычная практика, и она устраивает большинство станичников.
Несколько месяцев назад, впервые пообщавшись на месте с десятками станичников, я услышал о предприятии только положительные отзывы.
- Мы получаем за землю одну из самых высоких в районе арендных плат. Да и дети остаются в Дмитриевской, потому что есть рабочие места. У механизаторов зарплата больше 50 тысяч, в городе о такой только мечтают, - таков типичный ответ местных жителей.
По их словам, за счет средств хозяйства в дома подается питьевая вода, дети бесплатно занимаются в спортивных секциях. Родился ребенок, начинается учебный год, кто-то умер - всегда выделяют материальную помощь. Более десяти семей вынужденных переселенцев с Донбасса получили здесь работу, а также возможность постоянного проживания в обустроенных для них домах. Предприятие обеспечило их всем необходимым.
Поэтому неудивительно, что когда в декабре 2015 года администрация Дмитриевского сельского поселения провела общие собрания участников долевой собственности, около 96 процентов станичников продлили на десять лет ранее заключенные договора аренды с СХП "Дмитриевское".
Не обошлось, правда, без ложки дегтя. Несколько десятков человек, очевидно, под влиянием Николая Маслова, Николая Светличного и некоторых других фермеров, решили забрать свои земельные паи, выделив их из общей собственности.
При этом сам фермер Маслов к общедолевой земле и СХП "Дмитриевское" никакого отношения не имеет. Но на то собственность и общая, что ее судьбу решает большинство. Не так ли?
- В соответствии с четырнадцатой статьей ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пользование и распоряжение участком земли сельхозназначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников общей долевой собственности, которое принимается на общем собрании, - пояснил юрист Сергей Пономаренко. - Следовательно, выдел земельных участков в период действия договора аренды (с учетом дополнительных соглашений к нему), безусловно, приведет к существенному нарушению прав как других участников общей долевой собственности, подавляющего большинства, так и арендатора. Реализация права на выдел долей в натуре возможна только по окончании срока действия договоров аренды, заключенных на десять лет.
Кроме того, в общедолевой собственности находятся не только плодоносящие поля, на которые положили глаз несколько фермеров, но и внутрихозяйственные земли - полевые дороги, территория под линиями электропередачи, курганы и другие необрабатываемые участки. Выращивать кукурузу или ячмень на них нельзя, но они также являются общей собственностью и понемногу принадлежат всем.
Когда недовольные активисты заберут лучшие участки, большинству останутся необрабатываемые земли, с которых не получить урожая.
- Если фермеры начнут выдел земельных долей, то это приведет к уменьшению нашей паевой доли, и она уже не будет составлять 4,73 гектара, а несоизмеримо меньше. То есть будут грубо нарушены права 340 собственников земельных долей, гарантированные нам Конституцией, - передает возмущение других станичников Любовь Букалова.
Между тем у самих дмитриевцев к недовольным активистам накопилось немало вопросов. Станичники в частных разговорах жалуются, что отдельные фермеры хранят емкости ГСМ и бочки с ядохимикатами прямо на станичных улицах, рядом с водоохраной зоной ближайшего водоема.
Правда, прокурорская проверка этот факт не подтвердила. Зато документально засвидетельствовано: заявляющий о притеснениях СХП "Дмитриевским" фермер Николай Маслов в 2006 году с нарушениями получил паевую землю станичников.
"В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями при выделении долей из общей долевой собственности и образовании земельных участков имеет место ущемление прав участников общей долевой собственности, а также ООО "СХП "Дмитриевское", - говорится в сообщении районной прокуратуры. Речь идет об участках в десятки гектаров, по вызывающим вопросы схемам оказавшихся у протестующего фермера.
Причем на чужой участок он претендует не первый раз. Так, межведомственная проверка летом 2013 года выяснила, что Николай Маслов незаконно возделывает земли минобороны - он засеял кукурузой 25 гектаров военных земель.
"На момент обследования какие-либо документы, подтверждающие право пользования данным земельным участком, у Маслова отсутствуют. Таким образом, в действиях ИП Маслова Н.Н. усматриваются признаки нарушения ст. 7.1 КоАП РФ в части самовольного занятия земельного участка... В настоящее время военной прокуратурой проводится работа по возбуждению административного производства", - отмечает краевое управление Росреестра.
По данным СМИ, сегодня у него небольшой даже по кубанским меркам участок - 70 гектаров. Рекордов урожайности он не ставит. Но при этом очевидно полагает, что расположенное в той же станице СХП "Дмитриевское" - одно из градообразующих хозяйств района - не дает ему развиваться. Кроме этого, согласно материалам прокурорской проверки, Николай Маслов использует находящиеся у него земельные участки сельскохозяйственного назначения с нарушениями законодательства, да и те обрабатывает не только сам, а передает часть из них в аренду другому хозяйствующему субъекту, а именно Татьяне Очкаласовой.
К сожалению, констатируют дмитриевцы, после того как недовольство, раздутое кучкой кубанских фермеров, получило федеральный резонанс, рассмотрение их дел приобретает не правовую, а политическую окраску. Отдельные местные чиновники просто опасаются того, что скандальная ситуация выйдет на краевой или даже всероссийский уровень, поэтому удовлетворяют даже сомнительные, с точки зрения юриспруденции, требования недовольных фермеров. Но станичники надеются - окончательную точку в этой истории поставит суд, который окажется на стороне законных интересов большинства кубанцев.
"Мы не настаиваем на личной встрече с руководством региона, потому что понимаем, что существуют более глобальные и насущные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь. Мы не хотим устраивать митингов возле краевого суда, прокуратуры Краснодарского края. Но если была бы такая возможность, то мы рассказали бы всю правду о ситуации, которая творится в нашей станице, и предоставили бы все необходимые доказательства", - говорится в открытом коллективном обращении.
Подписали его сотни людей. Ведь речь идет о судьбе 340 собственников земельных долей, за каждым из которых стоит семья. Если планы удовлетворяющих активность фермеров осуществятся, на улице могут остаться и 320 работников СХП "Дмитриевское" - механизаторы, комбайнеры, работники ферм. Оставив хозяйство без земли, активисты попросту лишат их заработка, а их семьи - единственного источника дохода.
"Убедительно просим - верните наши земельные паи. Дайте нам и нашим семьям спокойно жить и работать в родной и любимой станице Дмитриевской Краснодарского края", - так резюмируют кубанцы свое обращение.