28.09.2016 12:44
Экономика

Интеллектуальные транспортные системы ведут российские дороги в будущее

Интеллектуальные транспортные системы ведут российские дороги в будущее
Текст:  Алина Егорова
Форум "Интеллектуальные транспортные системы России", состоявшийся в Москве, обозначил новые горизонты развития транспортного комплекса страны. Значимость "умного транспорта" для самого непосредственного будущего России подчеркивало присутствие внушительного пула высших государственных чиновников.
Читать на сайте RG.RU

Участие в форуме приняли первый замминистра транспорта Евгений Дитрих, замглавы Минпромторга Александр Морозов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, а также представители ведущих транспортных и IT-компаний России. По мнению Евгения Дитриха, одним из первых успешно работающих проектов федерального масштаба можно смело считать "Платон" - систему мониторинга и сбора платы с грузовиков 12-тонников за пользование дорогами страны: "Благодаря ему мы стали лучше понимать, куда и сколько грузов возят по автомобильным дорогам. Информационная подпитка от "Платона" показывает, какие направления у нас работают, какие нужно развивать дополнительно".

По словам замглавы минтранса, с помощью "Платона" можно собирать не только деньги, но и полезную для  государственных органов информацию. Например, для таможни интерес представляет то, куда попадают ввезенные на территорию России товары. А для налоговой службы не лишним будет знание того, кто, что именно, куда, для кого и почем отвез.

Гендиректор ООО "Национальные телематические системы" Алексей Нащекин сообщил, что дальнейшее развитие ИТС в России должно двигаться по пути создания комплексных "платформ". Первая из них, инфраструктурная, может объединить в единый комплекс "Платон" с системами автоматической фиксации нарушений и весового контроля. Заметим, что пилотный проект такой интегрированной системы уже с 1 октября 2016 года заработает в Вологодской области. Алексей Нащекин считает, что эта платформа должна быть полезной и для бизнеса. Например, обеспечивать функционирование "умной страховки" (когда страховая компания видит, кому из клиентов можно предлагать скидки за безаварийность) или отслеживание груза.

Второе направление развития ИТС в России - создание комплексной системы для грузоперевозчиков, способной интегрировать воедино ИТС автомобильного, железнодорожного и прочих видов транспорта, и взаимодействие с таможней. "Комплексное развитие связки этих платформ позволит резко повысить эффективность экономики, в том числе электронной коммерции", - полагает Алексей Нащекин. Гендиректор компании-оператора системы "Платон" ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Александр Советников сообщил, что система "Платон" имеет возможность развиваться. "Прежде всего, речь идет об интеграции с государственными системами, предоставлении услуги мониторинга транспорта и информации для "умного страхования". Это мы можем запустить хоть завтра. Наконец, на базе "Платона" можно создать единую электронную площадку для перевозчиков и отправителей грузов", - рассказал Александр Советников.

По мнению Виктории Щербаковой-Слюсаренко, генерального директора тыловых терминалов Global Ports, единая электронная платформа позволит решить сразу несколько глобальных задач. В первую очередь - автоматизировать перегрузочные пункты и упростить систему документооборота на железной дороге, совместив ее с документооборотом на автомобильном, морском транспорте и в перспективе состыковать ее с таможенной электронной базой. Это одна из основных на сегодняшний день задач, которую требуется решить для увеличения транзита  и ускорения перемещения грузов.

Основная выгода от любой автоматизации - экономия времени и человеческого ресурса. Например, рабочего времени сотрудника на оформление перевозочных документов. Сейчас компании нужен один сотрудник, обученный работать в системе ЭТРАН, для железнодорожных перевозок, второй, который умеет оформлять автомобильные товарно-транспортные накладные, третий специалист специализируется  на морском конасаменте, четвертый  понимает как нужно заполнять таможенную декларацию. С внедрением интегрированного IT-решения потребуется всего один сотрудник вместо четырех. Если мы говорим о запорно-пломбировочных устройствах (ЗПУ), то сегодня их существует много видов с разной стоимостью. "Электронная пломба" позволит обеспечить сохранность грузов - ее размыкание подаст сигнал о вскрытии контейнера. Одновременно она даст возможность отслеживания груза в любой момент времени. Сейчас этого нет в достаточной степени: одни системы работают на железной дороге, другие - на автотранспорте. И стоимость этой электронной метки существенно ниже любого из существующих на данный момент пломбировочного устройства.

Транспорт