"Когда у нас потенциально этот монопродукт может закончиться? На мой взгляд, эта черта - около 2028-2030 годов, когда, по моему мнению - не факт, что я прав, но по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения сырьевого суперцикла", - предупредил экс-министр экономического развития.
Он добавил, что по меркам макроэкономики времени остается совсем не много, чтобы диверсифицировать экономику. Если ничего не менять, страна может пережить либо революционные потрясения, либо гражданскую войну, или же впасть в сильную зависимость от других стран, опасается Герман Греф. "Это три классических выхода из подобного рода ситуаций", - сказал он.
При этом Греф посетовал, что перемены встречают большое сопротивление. "Представляете, что такое перестроить бизнес сырьевой компании? Вокруг всегда есть много экспертов в этой области, которые говорят: да ничего, очень много раз предсказывали вам конец, а вы до сих пор живы", - сказал гость программы Владимира Познера.
Эксперты отмечают, что формирование "новой энергетики", основанной на возобновляемых источниках энергии, ведет к усилению конкуренции на рынках сбыта энергоносителей. Прежде всего, существенно сужаются перспективы увеличения энергетического экспорта на европейском направлении, а возможный прирост поставок в Азию требует масштабных инвестиций в развитие экспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, в перспективе до 2030-2035 года, согласно большинству прогнозов и точки зрения Минэнерго РФ, мировая энергетика останется преимущественно углеродной, с доминированием углеводородного сырья. К этому времени добыча сырья в России может быть несколько ниже текущих уровней, но экспорт газа и нефти будет по-прежнему приносить значительную часть доходов бюджета. Однако все экономисты единодушны в том, что нефтегазовый сектор уже не сможет выполнять роль драйвера экономического развития, как это было 2000-2013 годах.