"Из-за превышения закупочной цены, превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену на лекарства, потери только по пяти проверенным регионам составили свыше 50 млн рублей", - отметила глава СП.
В 2015 году расходы медорганизаций на медикаменты выросли на 10% и составили более 309 млрд рублей. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов вопрос их эффективного использования стоит особенно остро.
Регионы нарушают правило закупать только препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших. Цены на эту часть фармпродукции жестко регулируются: производитель обязан зарегистрировать отпускную цену, а торговые надбавки к ней устанавливаются региональными властями. Но по факту нередко закупаются "коммерческие" препараты, не входящие в регулируемые списки. Кроме того, есть случаи, когда лекарства закупаются по ценам намного выше зарегистрированных отпускных.
- Но лекарства и не могут стоить одинаково в Москве и, скажем, на Камчатке, - пояснила "РГ" исполнительный директор Союза профессиональных фарморганизаций (СПФО) Лилия Титова. - И даже в соседних регионах условия закупок могут сильно отличаться, а значит, отличаются и цены. Эналаприл, к примеру, поставляет порядка 30 производителей - разные условия производства, различные поставщики и стоимость сырья. Важны и условия проведения госзакупок. Если регион проводит закупки на год вперед, стоимость одной условной упаковки будет ниже, если торги проводятся раз в квартал - это всегда дороже. Если закупается большое количество одного наименования - цена падает, если потребность невелика - она растет.
По мнению Титовой, условия проведения госзакупок нужно жестко контролировать - тут есть возможность уменьшить количество нарушений. Но и совершенствовать нормативную базу тоже нужно. В СП, в частности, предлагают установить предельные зарегистрированные цены с учетом отпускных цен производителей - чтобы проведение торгов стало более прозрачным.