04.10.2016 15:55
Общество

"Нобеля" по физике получили трое британских ученых

Нобелевскую премию по физике получили трое британских ученых
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (7092)
Нобелевский комитет огласил свой вердикт с формулировкой: Дэвид Таулес, Дункан Халдейн и Майкл Костерлитц удостоены премии "за теоретические открытия в топологических фазовых переходах и топологических фазах материи". Прямо скажем, эта работа не числилась в фаворитах. Научный хит-парад безоговорочно возглавляло сделанное в этом году открытие гравитационных волн. Но нобелевские "аксакалы" последние годы удивляют своими неожиданными решениями.
Читать на сайте RG.RU

Действительно, награжденные премией работы не такие громкие, они вряд ли поразят воображение широкой публики. Впрочем, ряд физиков считает, что по гамбургскому счету, эти "негромкие" исследования уже давно стали основой для новых идей во многих областях науки. В чем же их суть?

Самарские ученые изобрели "вечные" батарейки

- Известно, что при плавлении происходит фазовый переход, кристалл быстро разрушается и получается жидкость, - объяснил корреспонденту  "РГ" доктор физико-математических наук из Физического института РАН Петр Арсеев. - Но такой переход от порядка к хаосу характерен только для трехмерных тел. А где-то в 70-х годах советский ученый Вадим Березинский теоретически показал, что совсем иная картина должна быть в двумерных системах.

Именно этими исследованиями занимались нынешние лауреаты. Оказалось, что в таких системах при плавлении дефекты возникают своеобразным образом. При низких температурах появляются связанные между собой пары, их называют вихрь - антивихрь. Они могут существовать довольно долго, а могу быстро исчезать. А вот если температура поднимается еще выше, то  эти пары могут разорваться и уже гулять по системе каждая сама по себе. Этот фазовый переход в науке носит название Березинского-Таулеса-Костерлитца. По словам Арсеева, Березинский вполне достоин этой премии, но, увы, он давно ушел из жизни. 

По гамбургскому счету, эти "негромкие" исследования лауреатов уже давно стали основой для новых идей во многих областях науки

Что касается, третьего лауреата Дункана Халдейна, то он изучал те же эффекты, но для одномерных систем. Как он отметил в интервью после объявления лауреатов, эти теоретические работы смогут в будущем помочь в создании квантового компьютера и имеет отношение к квантовым физическим явлениям.

Сибирские физики разработали сверхпрочный материал для авиакосмоса

Надо отметить, что в очередной раз потерпели фиаско авторитетные прогнозисты, которые не угадали лауреатов 2016 года ни в медицине, ни в физике. Так в физике премию уверенно пророчили Рональду Дрейверу, Кипу Торну и Райнеру Вайссу за открытие гравитационных волн. Они были предсказаны около 100 лет великим Эйнштейном, и с тех пор ученые пытались их поймать. И вот в прошлом году свершилось. Событие стало главной мировой сенсацией. Но, видимо, открывателям придется подождать своей очереди.

Еще одним фаворитом считался Марвин Коэн за теоретические исследования твердых материалов, их свойств и метода эмпирического псевдопотенциала. Также соискателями были Селсо Гребоджи, Эдвард Отт и Джеймс Йорк, представившие новую работу по теории хаоса.

Справка "РГ"

Среди российских ученых именно физики получили наибольшее число Нобелевских премий. В 1958 году награды удостоились Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм за открытие излучения заряженных частиц, движущихся со сверхсветовой скоростью. В 1962 году Лев Ландау стал лауреатом за теории конденсированных сред и жидкого гелия. В 1964 году Николай Басов и Александр Прохоров награждены за создание лазера. В 1978 году Петр Капица получил премию за открытия в физике низких температур, а в 2000 году Жорес Алферов за разработки в полупроводниковой технике. В 2003 году Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов отмечены за работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. В 2010 году Андре Гейм и Константин Новоселов награждены за эксперименты с двумерным материалом графеном.

Наука