04.10.2016 19:36
Культура

Швыдкой: На фестиваль в Белграде не влияли ветры "холодной войны"

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (7092)
Белградский международный театральный фестиваль, который в эти дни празднует свое пятидесятилетие, всем своим существованием опровергает знаменитую мысль Киплинга о том, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. БИТЕФ был создан именно для того, чтобы Восток сошелся с Западом. Это было почти сакральное место, на которое, казалось, не влияли ледяные ветры "холодной войны".
Читать на сайте RG.RU

В Белград съезжались лучшие театральные коллективы из социалистических стран, из стран Варшавского договора, и прославленные труппы из государств, входящих в НАТО, приверженных политике "атлантизма". Это сейчас подобные характеристики могут казаться прямолинейными, но и в 60-е и даже в 80-е годы все было совсем не так смешно. В расколотом на военно-политические блоки мире было очень мало площадок, где могли встречаться деятели культуры, представляющие разные идеологические системы существования.

Белградский театральный фестиваль был местом, на которое не влияли ледяные ветры "холодной войны"

Советские театры должны были не то заслужить, не то выстрадать право поехать на БИТЕФ, а потому некоторые спектакли приезжали сюда позднее, чем хотелось бы. Триумф "Гамлета" в постановке Юрия Любимова с Владимиром Высоцким в заглавной роли был бы значительнее, окажись он в Белграде не в 1977 году, а сразу после его создания в 1971-м, - ко времени его гастролей в Югославии художественная стилистика спектакля Театра на Таганке была, что называется, растаскана на цитаты. Но тем не менее крайне редко выпадал такой год, чтобы в программе фестиваля не было постановки из СССР, а потом и из новой России. Г. Товстоногов, Ю. Любимов, А. Эфрос, Л. Додин и другие режиссеры, представляющие российский театр уже ХХI века, были в центре внимания и фестивальной публики, и профессиональной критики, и своих коллег из разных концов мира, осенью собирающихся в Белграде. Замечу, здесь всегда вспоминали и вспоминают о том, что на первом БИТЕФе в 1967 году читали свои стихи Белла Ахмадулина и Булат Окуджава, у которых в Югославии было и осталось немало почитателей.

О чем напомнил Уральский фестиваль российского кино

Для того, чтобы БИТЕФ стал реальным средоточием мировой культурной жизни, для того, чтобы сюда стремились попасть не только театральные гении Восточной Европы, такие как поляк Конрад Свинарский или чех Отомар Крейча, но и признанные лидеры британской, французской, итальянской сцены как Питер Брук, Ариана Мнушкина или Лука Ронкони, нужно было создать этой новой белградской площадке серьезную международную репутацию. Выступая в минувшую субботу на конференции, посвященной 50-летию БИТЕФа, позволил себе - полу в шутку полу всерьез - сказать, что главным продюсером фестиваля был лидер коммунистической Югославии Иосип Броз Тито, который прекрасно понимал, какую роль может сыграть создание такого фестиваля для укрепления позиций его страны в мире.

Но для этого замысла был нужен человек, который смог бы справиться с такой амбициозной задачей. И таким человеком стала Мира Траилович, одна из основателей белградского театра "Ателье 212", женщина яркой красоты и невероятного обаяния, которое притягивало к ней театральных мэтров. Впрочем, оно распространялось и на простых людей, - когда она шла по белградским улицам, машины явно сбавляли ход. Ее ближайшим соратником был Йован Чирилов, глубокий театровед, который после смерти Миры в 1989 году возглавил дирекцию фестиваля. Казалось, что он был погружен в себя, но при этом его взгляд был зорок, а эстетические и человеческие принципы не прогибались под изменчивые обстоятельства. Мира и Йован появились в нужном месте в нужное время. В период, когда мировая культура вступила в пору бурных и даже буйных художественных поисков, которые отвечали социально-политическим вызовам новой эпохи. Эти вызовы по-разному проявляли себя на Востоке и Западе Европы или в США, но они властно подталкивали искусство устремляться за границы общепринятого, несмотря на непонимание и ужесточение цензуры, которые по-разному проявлялись на Востоке и на Западе. Но маэстро не оставляли стараний, Траилович и Чирилову было из чего выбирать. И они делали это мастерски, притягивая в Белград новых художников, которые творили по-настоящему великое бесстрашное искусство. Их открытиями до сих пор живет и современный театр.

И в новом столетии БИТЕФу по плечу оставаться важнейшим общемировым культурным институтом

Мира ушла из жизни за несколько месяцев до того, как рухнула Берлинская стена, - будто она выполнила свою миссию соединения Востока и Запада и покинула бренный мир. В 1999 году, когда режиму Милошевича было не до культуры, а натовские бомбежки сделали жизнь в Белграде невыносимой, выдающиеся деятели театра России предложили Йовану Чирилову провести очередной БИТЕФ в Москве, что называется, сделать его выездной вариант. Йован отказался. Он был твердо уверен, БИТЕФ и Белград неразделимы, что нельзя оставлять родной город даже в трудные времена. И оказался прав. Он ушел из жизни в 2014 году.

Мы вспоминали о Мире и Йоване, о героях и триумфаторах БИТЕФа в первые дни октября 2016 года, когда многие из них уже ушли из жизни. Вместе с Миленой Драгичевич-Шешич и Иваном Меденицей, новыми руководителями БИТЕФ, отдавая дань их великим предшественникам, думали о том, каким быть БИТЕФу в новом столетии. Какую роль он сможет сыграть в новом, радикально изменившемся в мире. Разумеется, он по-прежнему важен как центр сопряжения театральных культур балканских стран. Но ему по плечу не только региональная судьба. Он уже давно стал важнейшим общемировым культурным институтом. Понятно, для того, чтобы поддерживать эту репутацию, нужны деньги, о чем мы говорили с новым министром культуры Владаном Вукосавлевичем. Но место встречи изменить нельзя.

Культурный обмен