Разноцветные столбы танковой директрисы на Погоново, отмеряющие участки для движения и ведения огня, украшены стреляными гильзами от снарядов. В соседнем секторе, где упражняются летчики, урны на командном пункте сделаны из авиабомб. Танкисты в черных комбинезонах не торопясь загружали в башни боеприпасы. Каждой машине полагалось три осколочно-фугасных снаряда и 35 патронов к пулемету - ими необходимо было поразить три мишени: танк, безоткатное орудие на автомобиле и ручной противотанковый гранатомет. Танк изображал белый квадрат из марли, автопушку - темный прямоугольник поменьше, РПГ на дистанции 1800 метров можно было разглядеть только в танковый прицел. Рядом за длинными столами экипажи упражнялись в разборке и сборке 12,7-миллиметрового зенитного пулемета с командирского люка.
- Сегодняшние стрельбы - контрольный этап огневой подготовки экипажей после летнего периода обучения. Танкисты отработали более 500 часов на тактической учебе, провели 15 ротных и батальонных учений с боевой стрельбой, на которых израсходовали около тысячи штатных 125-миллиметровых снарядов и две тысячи боеприпасов меньшего калибра для вкладного ствола, - рассказал начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.
Поразивший все три мишени экипаж получал отличную оценку, две - "хорошо" и так далее. Загрузив боеприпасы, экипаж забрался в танк. По команде руководителя тренировки 41-тонная машина завела двигатель, окутавшись сизым дымом, и двинулась вперед. Проехав метров 50, танк свернул с колеи в окоп размером с малогабаритную квартиру и замер там. Длинный ствол зашевелился, отыскивая цель. "Огонь", - сказал командир батальона в рацию. Бабахнуло так, что на стоянке за КП запиликали автосигнализации. В противоположной стороне послышался тихий свист улетающего снаряда, марлевый квадрат окутался пылью, в небе над ним распустился дымный цветок. "Снаряд осколочный, часть поражающих элементов уходит вверх, их мы и видим", - пояснил командир батальона. Ахнуло еще дважды, затем послышался сухой треск танкового пулемета. Привычные ко всему полигонные вороны спокойно плавали в поднебесье. Внезапно к ним присоединился невесть откуда взявшийся Ан-2. "Сбивай!" - заорал вошедший в раж телеоператор. "Не стрелять, пусть улетит", - скомандовал подполковник.
Второй танк в окоп не поехал, а на большой скорости, разбрасывая комья грязи с гусениц, ушел к видневшейся вдалеке березовой роще. Там повернул и стал приближаться, поводя стволом из стороны в сторону. "Ищет!" - ахнула девушка из популярного издания. Третий Т-72 в это время спрятался в низине. Пройдя метров 200, второй танк повернул башню и на ходу высадил боекомплект в мишень. Следом за ним отстрелялся и третий.
- Экипаж танка, выполнявшего боевое патрулирование, обнаружил цель и выиграл дуэль. А стреляли они все по мишеням. Не друг по другу же, - объяснил представитель пресс-службы ЗВО Евгений Половодов.
Выполнив упражнение, танки вернулись на исходный рубеж. Экипажи выбрались из люков и доложили о расходе боеприпасов. Механику-водителю Александру Яровому осталось служить два месяца, после демобилизации он намерен поступать в танковое училище.
- До армии выучился в ДОСААФ на пилота, но военкомат направил в танковые войска. Я не жалею - тут тоже интересно. Управление простое: любой водивший автомобиль, быстро справится и с танком. Конечно, чувствуется его мощь и масса - можно не замечать кусты и ямы. В кабине тесно, зато все под рукой, - рассказал танкист. - Самое сложное, наверное, выдерживать направление движения перед выстрелом, чтобы не сбить прицел. А во время выстрела надо прижаться лицом к триплексу, иначе синяк можно набить - отдача такая, что весь танк содрогается.
Отстрелялся танковый батальон на "отлично".