Дмитрий Алексеевич, региональная программа снижения напряженности на рынке труда начала свою работу. Кто участвует в программе? Как продвигается ее выполнение?
Дмитрий Антонов: Общий объем средств - 66,35 миллиона рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета - 46,4 миллиона. Остальные средства от субъекта РФ. Участвуют в программе 18 производственных предприятий из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Первоуральска, Артемовского, Ревды, Режа, поселка Малышева, Каменска-Уральского. Программой запланированы мероприятия по опережающему обучению, стажировке работников предприятий, находящихся под риском увольнения, а также попавших под сокращение в связи с ликвидацией юрлица либо уменьшением численности штата.
Раз появилась программа снижения напряженности на рынке труда, значит, эта напряженность существует. Сколько у нас сейчас безработных и находящихся под угрозой увольнения?
Дмитрий Антонов: Мы стремимся сделать все возможное, чтобы удержать стабильную ситуацию на рынке труда. И это удается. Если сравнивать с 2009 годом, то напомню, что коэффициент напряженности на региональном рынке труда (количество незанятого населения на одну вакансию) тогда был равен 3,96. Сейчас - 1,2. Уровень зарегистрированной безработицы (соотношение стоящих на учете в службе занятости и трудоспособного населения) уже несколько месяцев в пределах 1,5 процента. Показатель общей безработицы по методике Международной организации труда в начале 2016 года был 6,8 процента, сейчас снизился до 5,4.
В режиме неполного дня сегодня работают 7613 человек. Для предприятий это вынужденная, но необходимая мера, чтобы сохранить кадровый состав в надежде на новые контракты. Попали под сокращение 6076 человек, из них 3100 уже нашли новое место. Не всегда увольнение означает, что человек оказался на улице. По закону при реорганизации компании работодатель обязан предупредить сотрудника за два месяца, что его должность сокращается. По нашим данным, из 3601 сотрудника, попадающего под сокращение, в службу занятости обратятся всего порядка 900.
Также необходимо учитывать сезонные факторы, влияющие на рынок труда. В частности, операторы котельной становятся невостребованными с мая по сентябрь. Зато летом появляются дополнительные вакансии для школьников, медиков и педагогов. Например, набирают временный персонал в оздоровительные детские лагеря. Осенью начинается уборка урожая - сельхозпредприятия массово заключают договоры на общественные работы.
Как выстраивается сегодня взаимодействие службы занятости с коммерческими кадровыми агентствами и рекрутинговыми порталами?
Дмитрий Антонов: Крупные кадровые агентства закрывают в идеале 100-300 вакансий в год в пределах Екатеринбургской агломерации. А наш департамент в прошлом году трудоустроил 99 тысяч человек по всей области. В разгар кризиса 2008-2009 годов - 186 тысяч.
Нельзя приравнивать государственные центры занятости к коммерческим кадровым агентствам, которые работают на рынке и обслуживают мегаполисы. Они не несут социальную нагрузку, как мы: не контролируют выплату зарплаты, соблюдение трудовых прав, не занимаются охраной труда, не выезжают на проверку несчастных случаев на производстве, не отслеживают выполнение трехсторонних соглашений работодателей, профсоюзов и властей, не консультируют и не проводят профориентацию в том объеме, в каком это делаем мы. Образно говоря, у них забег на короткие дистанции, у нас - многоборье.
Я бы сказала, кадровые агентства более клиентоориентированы.
Дмитрий Антонов: Да, люди туда обращаются ради индивидуального подхода, полагают, что там вакансии интереснее и удобный вариант подберут быстрее. Вместе с тем эти площадки могут выдвигать дискриминационные требования к кандидатам по полу, возрасту, вероисповеданию, не указывать зарплату. Мы же гарантируем, что заключение договора будет официальным, без нарушений Трудового кодекса.
Главная наша задача сегодня - повысить имидж службы занятости среди населения. Понятно, что возможности государственной службы занятости по привлечению топ-менеджеров пока не отработаны: для этого нужно формировать базу подобных вакансий, для чего необходимо иметь в штате тренированных рекрутеров (специалистов по подбору персонала), ресерчеров (специалистов по поиску информации о потенциальных кандидатах в базах данных. - Прим. ред.), хедхантеров (работающих с ключевыми и узкоспециализированными кадрами типа главбуха, руководителя предприятия, финансового аналитика и т.п. - Прим. ред.). Но в массовом наборе персонала, в том числе рабочих, трудоустройстве тех, за кого никогда не возьмутся кадровые агентства (людей без опыта, выпускников вузов и техникумов), службе занятости нет равных.
Это подтверждается статистикой. Возьмем, к примеру, Краснотурьинск, который недавно стал первым городом в Свердловской области, получившим статус территории опережающего социально-экономического развития, что позволит привлечь дополнительные инвестиции и создать в городе более 2000 новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием. В Краснотурьинске за 8 месяцев в службу занятости обратились 3979 человек. Трудоустроены на постоянные и временные рабочие места 2685 человек. Сегодня в городском округе наиболее востребованы рабочие: слесари-ремонтники, электромонтеры, газосварщики, машинисты бульдозера, крана, экскаватора. Также банк вакансий насчитывает около 40 постоянных рабочих мест для врачей и медицинских сестер. Находящиеся на территории города крупные предприятия приглашают на работу граждан по инженерным специальностям: горных мастеров, маркшейдеров, инженеров, начальников участков в промышленности.
Согласно ФЗ "О занятости населения" все вакансии, которые размещаются на коммерческих площадках, должны дублироваться в базе данных вашей службы. Выполняет ли бизнес эти требования?
Дмитрий Антонов: Мы мониторим Интернет постоянно: к сожалению, расхождение по вакансиям есть. Почему-то наши требования информировать работодателей об обязанности дублировать вакансии на сайте центра занятости владельцы кадровых агентств и порталов воспринимают как конкуренцию. На самом деле мы действуем строго в соответствии с законом.
Нам необходимо найти взаимопонимание с бизнес-структурами, и мы стараемся работать в этом направлении: проводим встречи с кадровыми агентствами, обмениваемся информацией, участвуем в совместных мероприятиях. Мы открыты для сотрудничества и надеемся на ответные шаги.