Суть системы профстандартов заключается в том, чтобы для каждой трудовой функции был очерчен круг профессиональных обязанностей. Работодателю станет легче оценивать персонал и искать подходящих работников. Сотрудник, в свою очередь, получает понимание того, какие дополнительные компетенции приобретать, и может планировать карьеру. В высших и средних специальных учебных заведениях студентам будут давать те знания, которые им точно пригодятся на рабочем месте. И, соответственно, проблема, когда недавний выпускник не может найти работу, потому что ни одно из предприятий не заинтересовано в его переучивании, просто сойдет на нет.
Но для того чтобы система заработала, необходимы профстандарты по всем профессиям, разработка справочников со списком обязанностей и изменение программ учебных заведений профессионального образования. Сейчас в России утверждено 818 профстандартов. Разработаны описания по 1625 профессиям. В ряде отраслей, например в сварке, их уже начали применять. И с
1 сентября в профильных учебных заведениях уже стали внедрять новые ФГОСы.
Правда, система еще далека от совершенства.
- Стоит задача сделать систему живой, ориентированной на развитие, выстроить ее инфраструктуру на уровне субъекта федерации, конкретных кластеров, предприятий, обеспечить взаимодействие с образовательными учреждениями. На федеральном уровне нормативная база еще не до конца сформирована, то есть, основные законы существуют, но подзаконных актов практического назначения пока недостаточно, - констатирует председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
По словам директора по развитию системы профессиональных стандартов научно-исследовательского института труда и социального страхования Ирины Волошиной, профессиональные стандарты стали краеугольным камнем всех процессов, связанных с национальной системой квалификаций. При этом существуют отрасли экономики, которые практически не охвачены профессиональными стандартами. Среди них - легкая и пищевая промышленность, радиоэлектроника.
Но даже там, где стандарты приняты и действуют, возникают новые вопросы. Самый главный из них: кто и на каком основании будет оценивать квалификацию соискателя. Раньше этим занимались учебные заведения. Вместе с дипломом выпускник получал базовый разряд. Перейти на более высокий он мог после окончания курсов повышения квалификации, которые зачастую также проводились в учебных заведениях. По новой системе присваивать разряды вузы и ссузы больше не могут, эту задачу теперь должно выполнять профессиональное сообщество через центры оценки квалификаций.
Для большинства отраслей такие центры формируются, по новым правилам работают в национальном агентстве контроля качества сварки (НАКС). Вот уже несколько лет сварщики по всей стране обращаются в НАКС, сдают экзамен и получают сертификаты, подтверждающие их компетенции. И руководители предприятий прекрасно знают, что если у соискателя есть сертификат НАКС, то он действительно является специалистом в своей области, его не придется переучивать. Правда, как утверждает технический директор НАКС Александр Чупрак, без "подводных камней" не обходится. В частности, некоторые формулировки профстандарта, которые изначально разработали эксперты НАКС, претерпели корректировку из-за того, что сварщик получает льготы при выходе на пенсию. И в правилах, которыми руководствуется Пенсионный фонд, существуют совершенно иные формулировки профессий. В перспективе они наверняка будут меняться. Но сейчас, чтобы обеспечить сварщиков положенным им социальным пакетом, разработчикам пришлось временно зафиксировать в документах устаревшие формулировки и понятия.
Серьезные сложности с нынешними студентами. Обновленные ФГОСы для сварщиков в министерстве образования создавали совместно с экспертами НАКС. И с 1 сентября они должны были уже начать применяться. Но, как говорит Александр Чупрак, ему неизвестно ни одного образовательного учреждения, которое бы это сделало в полной мере. Эксперт не исключает, что многие ребята, поступившие в ссузы в этом году, еще обучаются на сварщиков по старым программам.
А отсюда возникает новая проблема. Неизвестно, кто и на каком основании будет тестировать выпускников средних и высших учебных заведений, которые получили образование по предыдущим ФГОСам в тот период, когда стандарты по их отраслям уже действуют.
В принципе, ситуация не патовая. Эксперты признают, что даже принятые стандарты будут скорректированы, а вслед за ними вновь изменятся ФГОСы. К тому же, для большинства профессий подтверждение квалификации - это дело добровольное. Но важно, чтобы несоответствие в программах и требованиях профстандартов не превращалось в массовое явление, ведь тогда потеряется сама суть реформы.
Пока учебные заведения привыкают к новым ФГОСам, профессиональным сообществом формируются центры оценки квалификаций. И у этого процесса также есть свои нюансы. В пятимиллионном Петербурге существуют сотни объединений предпринимателей в самых разных сферах, проводятся конференции и форумы, эксперты ведут диалог с органами власти, разрабатывают новые методики, предлагают свои варианты по развитию отрасли. При таких объединениях вполне может работать и экзаменационный центр для соискателей. Но в малых городах ситуация совсем иная. Имеются профильные техникумы и предприятия, которые принимают на работу их выпускников. Но как такового профессионального сообщества там нет, соответственно, отсутствует и материальная база. Возникает вопрос: как организовать здесь подтверждение квалификаций.
Следить за тем, чтобы и в больших, и малых городах национальная система квалификаций развивалась по единым стандартам, в Северо-Западном федеральном округе призвано Агентство по развитию человеческого капитала. Новая структура планирует оказывать методическую и информационную помощь всем центрам оценки квалификаций двух субъектов - Петербурга и Ленобласти, но в перспективе к ним добавятся другие регионы Северо-Запада.
И хотя само Агентство по развитию человеческого капитала создано при поддержке комитета по труду и занятости населения Петербурга и такой же структуры в Ленобласти, организация эта негосударственная. Она не финансируется из бюджета, а работать в ней будут в том числе эксперты и представители профессионального сообщества. Недаром Союзы промышленников и предпринимателей обоих субъектов вошли в состав учредителей - когда переходный период завершится, драйверами в деле профстандартов и оценки квалификаций должны стать предприниматели. Пока их активность локальна, но даже в такой форме дает свои результаты. А по-настоящему национальная система квалификаций принесет пользу лишь тогда, когда к ее внедрению и развитию подключится бизнес во всех областях.