- Визуальный осмотр продукции, предоставленной инвалидами, показал, что обувь имеет явные признаки фабричного производства, на ней нанесены заводские артикулы и торговая марка производителя - предприятия из Рязани, - сообщила пресс-секретарь регионального отделения ОНФ Таисия Курбатова. - Цена идентичной пары полусапог в розницу, судя по официальному прайс-листу компании, составляет менее пяти тысяч рублей. Вместе с тем ФГУП "Челябинское протезно-ортопедическое предприятие" обеспечивает инвалидов точно такой же обувью по цене свыше 10 тысяч рублей. За эти деньги в розницу можно приобрести импортную обувь на натуральном меху, любого цвета, модели и фасона.
Эксперты ОНФ уже направили сомнительные полусапожки на независимую экспертизу и подготовили обращения в контрольно-надзорные органы о проверке исполнения госконтрактов по обеспечению ортопедической обувью за последние два года. Суммы в них фигурируют немалые: в 2015 году ФГУП освоил 35 миллионов рублей, в 2016-м - еще шесть миллионов.
Однако в министерстве социальных отношений Челябинской области сообщили "РГ", что проводят экспертизу всей изготовленной для инвалидов продукции "на соответствие условиям контракта" и никаких нарушений в деятельности ФГУП не усмотрели.
- Каких-либо жалоб на некачественную протезно-ортопедическую обувь от граждан за прошедшее время не поступало, - пояснила начальник управления социальных гарантий и льгот министерства социальных отношений Любовь Истомина. - В случае, если они поступят, мы готовы их рассмотреть и предметно разобраться в ситуации.
Эту же информацию подтвердил корреспонденту "РГ" в телефонном разговоре и замдиректора ФГУП Александр Ивченко. По его словам, на изготовление каждой пары ортопедической обуви на предприятии открывается заказ, куда заносятся все обмеры, особенности стопы и прочие сведения о человеке. После этого инвалида приглашают на примерки. А по готовности обуви в его присутствии составляется акт передачи, в котором расписываются представители ФГУП, заказчика работ и сам получатель. Если обувь не подошла, ее должны отправить на доработку.
- Я занимаюсь юридическими вопросами, а не производством, - уточнил Александр Ивченко. - Но насколько я знаю, это обязательная процедура.
Зато большинство получатели бесплатной обуви, с которыми удалось связаться корреспонденту "РГ", заявили, что никакого индивидуального пошива ФГУП для них давно уже не производит. Просто один-два раза в год их приглашают на предприятие и предлагают взять фабричную. Приносят со склада подходящую по размеру пару и предлагают примерить. Отказаться - значит совсем остаться без обуви. Поэтому носят и не жалуются.
- Это раньше, лет 10 назад, нас действительно приглашали на примерки и шили каждую пару обуви в индивидуальном порядке, - сообщила Людмила Людвиговна (фамилию мы по просьбе опрашиваемых не называем. - Ред.). - Теперь и мне, и мужу (он у меня тоже инвалид) выдают готовую. Бывает, удачную выдадут, удобную, по ноге. Бывает - не очень. Но худо-бедно и такую изнашиваем, не отказываться же...
- Да, давно уже фабричную выдают! - подтверждает Любовь Семеновна. - У меня одна нога короче другой, так мне просто в готовый ботинок вкладывают специальную двухсантиметровую стелечку. Правда, однажды сшили по индивидуальному заказу, с примерками. Но настолько топорно сделали, что я в этой обуви ходить не могла. Вот уж теперь и не знаю, что лучше...
- Важно понимать, что инвалиды, получающие за счет бюджета обувь, - это зачастую крайне нуждающиеся люди с невосполнимыми потерями здоровья, - поясняет инициатор расследования, эксперт ОНФ и первая в мире женщина, пробежавшая марафон на протезе, Татьяна Кузнецова. - У них настолько деформированы или вовсе отсутствуют стопы, что ходьба в фабричных колодках вызывает дикие боли и ведет к ухудшению состояния. Они просто боятся куда-то жаловаться, потому что в следующий раз им вообще ничего не дадут. Коррупционная схема шита белыми нитками. Но пока люди молчат, никто ей не занимается…
- Есть такие виды обуви, которые нигде и никогда не купишь, - ответил на обвинения в ходе специально организованной экскурсии по предприятию директор Владимир Зубарев. - Это сложная ортопедическая обувь, которая изготавливается только в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания. Взять хотя бы "слоновость" ноги (показывает ботинок величиной с крупную тыкву – Ред.), есть различные искривления, дефекты, когда обувь можно сшить только по слепку. А есть "обувь на протезы" или так называемая «обезличка», когда один ботинок одевается на протез, а другой на здоровую, недеформированную ногу. Здесь индивидуального пошива не требуется. Можно просто взять фабричную пару обуви и доработать ее в случае необходимости непосредственно под запросы клиента.
К примеру, пара обуви, оказавшаяся в распоряжении "фронтовиков", по признанию Зубарева, была приобретена на казанском предприятии, которое по регистрационным данным занимается оптовой торговлей сельскохозяйственным сырьем, шкурами и кожей. Оно представило сертификат, подтверждающий, что обувь является ортопедической.
ФГУП приобретал такие полуботинки по шесть тысяч рублей за пару, выдал по цене в 10 тысяч 300 рублей. Но ведь эта средняя цена за пару готовой продукции, установленная госконтрактом. Изготовление сложной ортопедической обуви, по словам директора, иногда обходится в 22-23 тысячи рублей. Другими словами, получающие ширпотреб инвалиды-протезники "датируют" товарищей по несчастью со сложными дефектами ног, для которых обувь действительно изготавливается, а не покупается...
Однако как быть с четко прописанным в контактах объектом закупок - "выполнением работ по изготовлению обуви на протез" или, пользуясь терминологией директора, "обезлички"?
Комментарий
Елена Куртеева, председатель челябинской областной организации Всероссийского общества инвалидов:
- Ситуация с обеспечением инвалидов всегда была непростой. Бывали случаи, когда человеку с 37-м размером ноги выдавали ботинки 41-го. Или когда инвалидам вручали только один башмак - на протез, а за вторым предлагали идти в магазин. На мой взгляд, люди, которые принесли в ОНФ полученную на ортопедическом предприятии обувь, поступили очень грамотно. Проверка необходима. И прежде всего нужно прояснить, откуда берется нереальная себестоимость этой обуви.