Продление реализации программ крупномасштабной господдержки внутреннего спроса на автомобили влечет за собой риски инерционного развития отрасли. Как отмечает Минэкономразвития России, назрела необходимость пересмотра государственной промышленной политики в этой сфере. Об этом говорится в опубликованном сегодня докладе "Тенденции развития автомобильной промышленности, результаты 2014-2015 годов и среднесрочные перспективы развития отрасли".
Как отмечается в документе, масштабная финансовая поддержка со стороны властей позволила отрасли сравнительно безболезненно пройти кризисный период с 2008 по 2015 годы. Однако сейчас нужно провести переоценку рыночных перспектив отрасли и государственной политики в части стимулирования автопроизводителей.
По данным министерства, внутренний рынок страны ограничен и в ближайшей перспективе его роста не ожидается: по оптимистичной оценке его объемы до 2020 года не превысят 2 миллионов единиц в год. Между тем предоставление господдержки отдельным участникам рынка не стимулирует производителей сокращать издержки и повышать качество выпускаемой продукции.
Требуется устранить разрыв между созданными мощностями и перспективным спросом и создать условия для расширения рынков сбыта автомобилей и комплектующих. Для этого предлагается создать новый режим поддержки, который сейчас разрабатывается в Минэкономразвития. Кроме того, реализацию мер господдержки автопрома, на которую в 2017 - 2019 годах планируется направить порядка 270 миллиардов рублей, целесообразно увязать с выполнением предприятиями параметров подписанных соглашений о "промышленной сборке". При этом должны выполняться дополнительные условия - увеличение объема произведенной добавленной стоимости, количества выполняемых технологических операций, доли экспорта в общих продажах.
Особое внимание следует уделять расширению географии экспортных поставок российской автомобильной техники. Прежде всего, за счет роста поставок в страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.