На совещании в ОП, где обсуждались эти предложения, говорилось о невысокой квалификации региональных и муниципальных чиновников, работающих в сфере нацполитики, о дефиците квалифицированных этнологов. В связи с этим рабочая группа ОП разработает профессиональный стандарт медиатора в этнорелигиозных конфликтах. Другой профстандарт аналогичной направленности готовит министерство труда и социальной защиты. Стандарт распространяется на региональных чиновников, отвечающих за межнациональное и межконфессиональное согласие. Эти чиновники будут обязаны изучить этнопсихологию, этнополитику, религиоведение. Им также надлежит проводить мониторинг конфликтных ситуаций и предотвращать столкновения на национальной почве. Кроме того, госслужащие обязаны будут способствовать культурной адаптации и интеграции мигрантов. "С теоретической точки зрения это нормальный, правильный бюрократический ход, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. - Но не стоит думать, что это произведет какую-то революцию, потому что помимо знаний есть огромное количество других сопутствующих моментов: степень влиятельности чиновника, общая ситуация в субъекте, отношения с силовым блоком, отношения с диаспорами и конфессиями. Если это все не учитывать, то никакие знания не помогут".
Разработка профессионального стандарта для чиновников, ответственных за сферу межнациональных отношений, - продолжение политики федерального центра в отношении местных властей, которые, по мнению Москвы, сами должны отвечать за мир и согласие в регионе. С недавних пор эта ответственность закреплена законом. Главам городов, районов и поселений вменено в обязанность защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями. Региональным парламентам надлежит принимать законодательные акты, "направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания". Кроме того, местные власти должны помогать "социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов". Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку. Скептическое отношение к этому закону уже высказывалось. Главный довод скептиков: теперь под страхом увольнения мэры будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их. Такое действительно не исключается. Но и широкая дискуссия по национальному вопросу сегодня небезопасна. Она может сработать как общественный детонатор.
При всем при том уровень ксенофобии в России снижается, активность националистов и их сторонников падает. Причиной улучшения общественного климата в этом его сегменте правозащитники называют активную борьбу государства с экстремизмом и успешные действия силовых структур по нейтрализации вооруженного подполья на Северном Кавказе. Отмечается, что относительному спокойствию способствовал раскол в рядах русских этнонационалистов из-за событий на Украине. "Их шествия и митинги не собирают и половины от бывшего числа участников, стало меньше так называемых националистических рейдов в поисках нелегальных мигрантов", - говорится в докладе "Агрессивная ксенофобия и радикальный национализм в РФ", подготовленном в Московском бюро по правам человека. О том, что агрессивная ксенофобия отступает, свидетельствует и социология. "Тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы, чем вреда" - с этим согласна почти половина участников опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" для Федерального агентства по делам национальностей. Лишь менее четверти респондентов сочли, что многонациональность приносит нашей стране скорее вред, чем пользу, и 32 процента затруднились с ответом. При этом 90 процентов опрошенных сообщили, что никогда не подвергались дискриминации по национальному признаку, и только 16 процентов признались, что испытывают неприязнь к людям другой национальности.
Большинство происшествий с участием нацменьшинств официально трактуются как бытовые. Верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но мгновенная готовность исследовать национальный состав участников случайной уличной потасовки тоже ни к чему хорошему не приводит. Это знают на собственном опыте приезжие с Кавказа и из Центральной Азии. Поэтому и местные власти, и потенциальные жертвы погромов одинаково склонны замалчивать национальный подтекст конфликта, говоря в один голос: "Не надо разжигать". И в таких случаях им не откажешь в благоразумии.