Со скоростью около 21 000 км/час космический аппарат ворвется в атмосферу на высоте около 122,5 км от поверхности. На высоте 11 км раскроется парашют, скорость модуля снизится до 1650 км/час. Уже в 7 км от планеты отделится теплозащитный экран, а скорость будет все меньше и меньше. Тормозные двигатели "Скиапарелли" включатся на высоте 1,1 км и погасят скорость до 4 км/ч. На высоте 2 м двигатели замрут, и десантный модуль уже в свободном падении совершит посадку. Мягкую. Смягчить "железные объятия" Марса поможет специальная конструкция аппарата - своеобразная подушка безопасности.
Уже через шесть минут "Скиапарелли" начнет передавать сигнал с поверхности Красной планеты. Между прочим, сядет он на плато Меридиана. Всего в нескольких десятках километров от того места, где двенадцать лет назад "прописался" американский ровер Оппортьюнити.
Напомним: крупнейший российско-европейский проект по исследованию Марса, его поверхности, атмосферы и климата с орбиты и на поверхности стартовал 14 марта. Ракета "Протон" вывела с космодрома Байконур два аппарата первого этапа "ЭкзоМарса": орбитальный Trace Gas Orbiter (TGO) и спускаемый "Скиапарелли". Семь месяцев они летели в тесной "спарке". А три дня назад, уже на подлете к Красной планете, разделились.
Теперь TGO будет исследовать атмосферу и поверхность Красной планеты с орбиты. Но это начнется лишь в конце 2017 года, когда после сложных аэроманевров аппарат "закрепится" на высоте 400 км. Ученые убеждены: одну из главных научных задач - анализ метана - этот аппарат сможет проводить в тысячу раз точнее, чем предыдущие.
Почему именно метан так интересует специалистов? Ученые считают его биологическим по происхождению. Так что исследование изотопного "почерка" метана поможет ответить на вопрос: породили ли его вулканы, хранился ли он в метангидратах, или его произвели микробы, живущие под поверхностью? Проще говоря, у ученых, похоже, есть серьезный шанс узнать, был ли обитаемым ранее Марс. Для этого на зонде стоят уникальные спектрометры, в том числе российские, которые изготовлены в Институте космических исследований РАН.
Кстати, наш нейтронный спектрометр - единственный прибор, который работал почти непрерывно во время перелета к Марсу. Он собирал данные о радиационной обстановке на пути к Марсу, что принципиально для оценки "дозы" при планировании пилотируемых экспедиций.
А вот предназначение "Скиапарелли" - отработка до мелочей ключевых технологий мягкой посадки. Это очень важно для второго полета "ЭкзоМарса", который запланирован на 2020-й год: когда на Красную планету будет доставлена российская посадочная платформа с европейским марсоходом. Главная задача этой миссии - анализ геологических проб и поиск следов жизни. Для этого на ровере установят ударно-сверлильное оборудование, позволяющее бурить отверстия глубиной до 2 метров.
- На посадочную платформу ставится марсоход, который закрывается защитным экраном десантного модуля, - рассказал "РГ" и.о. генерального директора НПО им. С. А. Лавочкина Сергей Лемешевский. - Кроме того, десантный модуль снабжен парашютной системой. Все, что касается десантного модуля и посадочной платформы, это зона ответственности российской стороны. Также мы отвечаем за наземную экспериментальную отработку составного космического аппарата. Помимо пусковых услуг и ракеты-носителя. Большая проблема - защита космического аппарата от жесточайших условий, в которые он попадет. Отрабатываем вход в атмосферу, защитные экраны. Это весьма сложная техническая задача. Совместно с ведущими российскими предприятиями мы создаем и отрабатываем уникальные теплозащитные покрытия.
Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН, академик:
- "ЭкзоМарс" - очень важный и интересный проект. И по своим научным задачам, и по тому, что это фактически первая совместная российско-европейская космическая миссия. Приборы европейских ученых участвовали в российских проектах, например, в проекте "Интербол", а российские ученые и их приборы часто участвовали в европейских проектах. Но "ЭкзоМарс" - первая подлинно совместная миссия.
Эти дни очень важные: 19 октября два аппарата миссии "ЭкзоМарс-2016" должны прибыть к цели путешествия. Сейчас они уже летят не в одной связке, и каждому предстоит выполнить очень важные маневры. Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter в среду, около 19 часов по Москве, должен завершить торможение и стать искусственным спутником Марса, а посадочный аппарат "Скиапарелли" чуть раньше должен совершить посадку на поверхности Красной планеты.
Для нас немного более интересен орбитальный аппарат TGO, так как на его борту установлены два российских прибора: комплекс спектромеров АЦС и нейтронный детектор ФРЕНД, разработанные в ИКИ. Главная задача TGO - поиск признаков возможной жизни на Марсе в настоящем или прошлом. И в особенности поиск характерных газов, которых в атмосфере очень мало, но которые могут свидетельствовать о современной биологической активности.
Но, конечно, мы будет следить за модулем "Скиапарелли" с не меньшим волнением, потому что посадка - это в каком-то смысле "генеральная репетиция" второго этапа проекта "ЭкзоМарс" 2020 года, где российское участие будет уже гораздо шире.
Россия разрабатывает посадочную платформу, которая должна доставить на поверхность марсоход (разработка ЕКА) с комплексом научной аппаратуры. Он должен, в частности, впервые пробурить грунт на глубину 1,5 метра. На самой платформе также будет установлено достаточно много научных приборов, и после съезда марсохода она начнет работать автономно как научная станция. Россия участвует в экспериментах на борту марсохода, а европейские ученые - в экспериментах на посадочной платформе. Но это уже следующий этап миссии, а пока мы, конечно, ждем результатов посадки и очень волнуемся за наших европейских коллег".