Это первый подобный случай на Урале, когда работодателю пришлось понести реальное, а не условное наказание. Не секрет, что налоговые агенты зачастую злоупотребляют своей обязанностью: даже имея деньги на расчетном счете, не платят НДФЛ за своих сотрудников или надолго задерживают перечисления. Рассуждают просто: государство подождет, гораздо важнее расчеты с поставщиками и погашение кредитов. Определенная логика в этом есть: встанет предприятие - у людей не будет ни работы, ни зарплаты. Но, если кто-то из персонала завтра захочет получить налоговый вычет на имущество, лечение, образование, ему просто откажут. Бывает и так, что с сотрудников деньги предприятие снимает, а до бюджета они не доходят.
Раньше такие факты можно было выявить только по окончании календарного года, когда работодатели сдавали в фискальные органы отчеты о зарплате. Вызов директоров на административные комиссии особого эффекта не давал, как и выездные проверки: они по закону могут проводиться не чаще, чем раз в три года. Но в 2016 году у налоговой службы появился инструмент, ускоривший воздействие на должников, - форма отчетности 6-НДФЛ, которая сдается каждый квартал и по итогам года. В этом документе работодатель обязан указывать суммы ежемесячного дохода своих сотрудников, сроки его выплаты и начисленный НДФЛ. Если последняя цифра расходится с фактическим поступлением в бюджет, в ход идут меры принудительного взыскания. Например, не сдал форму 6-НДФЛ - заплатишь тысячу рублей штрафа за каждый отчетный месяц. За недостоверную информацию - 500 рублей за каждый документ. За сдачу отчета с опозданием налоговая служба имеет право в течение 10 дней приостановить операции по расчетным счетам.
- Раньше мы это делали, если у предприятия долги по другим видам налогов. Это приводило к тому, что работодатели платили все, кроме НДФЛ. Сейчас законодательный пробел ликвидирован, - комментирует замруководителя УФНС по Свердловской области Ольга Голендухина. - А за неисполнение обязанностей налогового агента и использование средств НДФЛ в личных целях (покупку служебного авто, оплату процентов по кредитам и т.п.) директору уже грозит уголовная ответственность. Максимальное наказание по этой статье - шесть лет лишения свободы.
В 2014 году свердловские налоговики передали в правоохранительные органы материалы по 45 подобным фактам, по 13-ти из них возбуждены уголовные дела. В 2015-м соотношение составило 65 к 11-ти, в первом полугодии 2016-го - 40 к 18-ти. Такая разница в цифрах объясняется тем, что часть долгов обычно погашается на этапе следственных действий.
Благодаря нововведениям налоговики прогнозируют рост сборов НДФЛ на шесть процентов, что соответствует среднему росту фонда оплаты труда по Свердловской области. Отметим, более 40 процентов поступлений в региональный бюджет обеспечивает именно подоходный налог, причем львиная доля средств (96 процентов) приходит в казну через работодателей, без учета ИП и специалистов частной практики - адвокатов, нотариусов и т.п.
- Мы уже фиксируем рост собираемости НДФЛ. За 8 месяцев 2016 года поступило 51,6 миллиарда рублей, это на 3,2 процента больше, чем годом ранее. Большая часть - 49,8 миллиарда - получена через налоговых агентов, этот показатель вырос на 4,3 процента. В прошлые периоды рост не превышал 2-3 процентов, - говорит начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС по Свердловской области Лидия Исаева.
По словам специалистов, с помощью формы 6-НДФЛ можно не только вычислить, кто из работодателей "крутит" деньги персонала, но и кто платит зарплату в конвертах: для этого данные отчета сопоставляются со справками о доходах физлиц 2-НДФЛ. Только в 2015 году было выявлено свыше 2000 компаний, где труд работников оценили ниже регионального прожиточного минимума (10,3 тысячи рублей). По грубым подсчетам, это порядка двух миллиардов рублей недоплаченных налогов. Прибавьте сюда тех, кто трудится без официального оформления, а их, по сведениям Пенсионного фонда и Фонда соцстраха, порядка 42 тысяч человек, получится еще примерно 700 миллионов рублей выпадающих бюджетных доходов.