19.10.2016 20:03
В мире

Украинские конструкторы объявили о готовности страны к полетам на Марс

Украинские конструкторы объявили о подготовке к полетам на Марс и о перспективах добычи энергии на Луне
Текст:  Марина Алешина
Российская газета - Федеральный выпуск: №237 (7105)
Построить станцию на Луне, долететь до Марса - такие планы "космической одиссеи" вынашивает Украина. Только вот власти страны не говорят о том, откуда взять финансирование на столь амбициозные проекты.
Читать на сайте RG.RU
Планета Марс
Названо главное препятствие для полета на Марс

"Микола, русские в космос полетели! - Шо, уси?" - этот советский анекдот "с бородой" приобретает новое звучание в свете последних откровений украинских конструкторов, объявивших о готовности страны к марсианским и лунным миссиям. Впрочем, украинцам не до шуток: эксперты признают, что космическая отрасль Незалежной переживает глубокий кризис, и подобные заявления выглядят, скорее, отчаянной попыткой руководителей предприятий пойти ва-банк и выбить из казны хотя бы минимальные средства для сохранения программ, да и выживания самих научных коллективов.

Речь идет о громком признании гендиректора конструкторского бюро "Южное" в Днепропетровске Александра Дегтярева, которое буквально взорвало украинские СМИ. "Украина обладает сегодня достаточными технологиями, которые позволяют изготовить все компоненты для такого проекта (полета на Марс. - Прим. "РГ")", - заверил общественность Дегтярев. Правда, он уточнил, что "более реалистичным" в настоящее время представляется полет на Луну, где можно было бы получить доступ к полезным ископаемым, а также к источникам энергии. Что и говорить, такое решение энергетического кризиса Украины, особенно накануне очередного зимнего отопительного сезона, выглядит новаторским. Правда, средств на подготовку лунных экспедиций у КБ нет - это его руководство также признает.

В Киеве, к которому, по сути, и было обращено послание, всячески поддерживают тезисы о том, что Украина должна сохранить позиции космической державы. Но денег не обещают. К примеру, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов заявил на днях, что украинские конструкторы начали создавать современные ракеты для освоения космоса, а также боевые ракетные комплексы. В качестве примера успеха он привел состоявшийся 17 октября запуск с космодрома Уоллопс в Вирджинии американской ракеты-носителя Antares, которая является совместным проектом Orbital Sciences Corporation и КБ "Южное". Ракета была отправлена на МКС с космическим грузовиком Cygnus. При этом господин Турчинов не упомянул о том, что Украина произвела для Antares баки, а новые двигатели РД181 были поставлены российским НПО "Энергомаш" в рамках контракта, заключенного на 2017-2018 годы. Американцы закупили их, невзирая на введенные в отношении РФ санкции.

Космическая отрасль Украины переживает острый кризис, и зачастую речь идет о выживании предприятий

Как известно, традиция создания ракетной техники в Днепропетровске насчитывает более шестидесяти лет, однако многие специалисты "старой", советской школы на Украине уже вышли на пенсию или уехали в Россию, а само "Южное" переживает космические потрясения. Так, в начале года Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) обвинило конструкторское бюро в многомиллиардных убытках и "срыве проектов с зарубежными партнерами". Руководство "Южного", напротив, настаивало, что ошибочными были как раз решения "эффективных менеджеров" из Космического агентства. На митинг против скандального увольнения генерального директора предприятия, о котором стало известно СМИ, вышли его рядовые сотрудники, которые требовали "вернуть Дегтярева". В итоге руководителя, работавшего в КБ долгие годы и заслужившего авторитет среди зарубежных коллег, пока удалось отстоять. Однако структурные проблемы никуда не исчезли.

Установлена причина уничтожения атмосферы Марса

Сейчас "Южное" ведет разработку и поддержку ракет-носителей "Зенит", "Циклон", "Днепр", "Маяк" и других. Производство разрабатываемого конструкторским бюро оборудования осуществляется на днепропетровском заводе "Южмаш". И вот в августе 2015 года ГКАУ объявило о планах создать космический центр "Южный" путем объединения двух предприятий - по мнению чиновников, лишь радикальные меры помогут "преодолеть кризисную ситуацию". Надо ли говорить, что ученые такой перспективе "реструктуризации" обрадовались мало.

Сами украинцы признают, что космическая наука в стране находится в состоянии столь глубокого упадка, которого не было за все годы независимости. "Такого, чтобы финансирование равнялось нулю, еще не было. Под угрозой находится вся наша деятельность", - забил тревогу в августе директор Института космических исследований Национальной академии наук Украины Олег Федоров. По его словам, финансирование академии значительно урезано, а люди получают неполную зарплату.

Без преувеличения трагедией для Украины стало решение нового правительства разорвать техническое сотрудничество с Россией, в том числе в аэрокосмической сфере. Как признал экс-председатель ГКАУ Любомир Сабадош, в результате украинские компании потеряли миллионы долларов и вынуждены искать новые рынки сбыта своей продукции. Так, украинцы продолжают взаимодействие с российскими коллегами только в проектах в сфере мирных космических исследований и международного сотрудничества, а вот реализация совместных программ военного назначения полностью прекращена.

Украина