Сердце экспозиции - масштабные исторические и батальные полотна Вячеслава Назарука, автора кота Леопольда, Мамонтенка и крошки Енота. Единственный, удостоенный Государственной премии художник-аниматор, авторитетный эксперт, который читал лекции в Голливуде, словом, мэтр, в один прекрасный день решил оставить мультипликацию. Как говорил сам Назарук: "Мой друг Юра Норштейн сказал: ты же серьезный художник, уходи, пока не поздно. Я и ушел".
Вячеслав отдал себя исторической живописи - жанру очень трудоемкому. Например, материал для картины о Куликовском сражении он 14 лет собирал по архивам и музеям, еще год писал картину с более чем 150 персонажами. Изыскания, предшествующие созданию "Проводов Перуна", позволили художнику первому изобразить этого идола. В "Ледовом побоище" он расшифровал понятие "немецкая броня". При этом его творчество не ограничивается живописью: Назарук - автор таких трудов, как "Один из методов работы над исторической картиной" или "Использование знаний анимации в написании живописно-исторической картины".
Столь же ответственно художник подходит и к книжной иллюстрации. Он проиллюстрировал более ста книг, в том числе единственный из коллег - все семь сказок Пушкина (около 120 рисунков).
Именно эта грань таланта мастера стала квинтэссенцией выставочного проекта. Вячеслав Назарук и Сергей Шмотьев познакомились четыре года назад. Плененный сказочным миром, который создал художник, бизнесмен решил щедро и бескорыстно поделиться им с любителями искусства.
- Сказки затрагивают глубинные, основополагающие пласты сознания. Это универсальное средство выражения, отсылающее нас к корням, к самобытной русской культуре. В этом эксперименте нам хотелось "выпустить" сказочные образы на волю, дать им новую жизнь, - рассказывает куратор коллекции Александр Шмотьев.
Книжные иллюстрации Назарука, созданные в 70 - 80-х годах прошлого века и давно ставшие классикой, легли в основу крупных живописных полотен. Молодые художники "переписали" Назарука на холсте масляными красками и в большем масштабе, сохранив ключевые для понимания элементы. Сам маэстро удивился, узнав о таком необычном замысле, однако с интересом ждал результата и курировал работу молодежи.
- Для меня, как и для всех причастных к этому проекту, огромная честь - работать для детей, - отмечает Вячеслав Назарук.
В музейных залах в окружении полотен с реалистично выписанными героями чувствуешь себя, как в сказке. Здесь можно изучить, как устроены тычинки Аленького цветочка, копытца вздумавшего тягаться с Балдой бесенка или фасон платья Хозяйки Медной горы. При этом каждое полотно снабжено аннотацией с текстом первоисточника.
Привлекает посетителей Бажовский зал. Картины в авторских, украшенных натуральным малахитом рамах - словно окна в мир уральских сказов, настолько живой, что юный гость может сказать маме: "Хозяйка Медной горы умеет свой рост менять. Видишь, здесь она нормальная, а чтобы напугать, нарочно выросла, как подъемный кран".
- Пришли на выставку, чтобы дети узнали, кто такой Павел Петрович Бажов, и познакомились с уральскими сказами, - рассказывает екатеринбурженка Ольга. - Картины потрясающие, с выразительными знакомыми персонажами! Около каждой - кусочек сказки, который можно прочесть ребенку, чтобы "оживить" словами увиденное. Обязательно посоветую прийти сюда всем друзьям с детьми: надо оторвать их от мониторов и показать настоящую красоту живой сказки!
- Я считаю, нам несказанно повезло: мы выросли на книгах с картинками. Сейчас они настолько дорогие, что приходится выбирать между материальной пищей и духовной, - рассуждает педагог Наталья Булатова. - А ведь пока малыши не владеют компьютером, им интереснее разглядывать красочные иллюстрации в присутствии родителей, выступающих в роли чтецов. Таким образом, с малых лет прививается любовь к литературе. Выставка хотя бы отчасти восполняет этот пробел, знакомит с книжной иллюстрацией в необычном формате.
"ФОРЭС" - генеральный спонсор проекта.
- Это важный момент, - отмечает замминистра культуры Свердловской области Галина Головина. - Содружество государственной и частной инициативы в культурной сфере становится положительной тенденцией в деятельности музея. Кроме того, бизнес заявляет о своей социальной ответственности в деле воспитания подрастающего поколения через книгу. Для уральцев особенно ценно то, что автор этой книги - Павел Петрович Бажов.
- Говоря современным языком, Бажов - наш региональный бренд. Если "Евгения Онегина" называют энциклопедией русской жизни, то сказы Бажова - энциклопедия уральской жизни, - говорит исследователь творчества писателя кандидат филологических наук Татьяна Игумнова. - Без него погибли бы старинные предания горнорабочих, их фантастические образы, народная мудрость. Убеждена: знакомясь с бажовскими сказами с ранних лет, дети научатся и характерному некогда для уральцев уважению к человеку труда. Тем более что, говоря об искусстве уральских мастеров, Бажов поднимает в сказах не менее важные нравственные вопросы.
В конце лета на торжественном построении в военном городке "Лефортово" Сергей Шмотьев вернул отдельному комендантскому полку, носящему имя Преображенский, военные реликвии - ленту боевого знамени полка, подаренную преображенцам за победу при Кульме в 1813-м, и драгунскую шашку полкового офицера. Артефакты, утерянные после расформирования полка в 1918-м, бизнесмен приобрел на аукционе в Штутгарте.
- Раз в год в этом городе проходит большая выставка-продажа антикварного оружия. 15 лет назад я увидел неприметную с первого взгляда ленту. Прочел на ней: "Потешные полки". На обратной стороне была надпись: "Лейб-гвардии Преображенский полк. Кульм, 1813", - рассказывает Сергей Шмотьев. - Когда я отнес ленту и шашку эксперту, он сказал: у тебя в руках не просто гордость, а честь российской лейб-гвардии. Я не мог оставить их у себя. Они просто пылились бы в четырех стенах. Узнав, что полк воссоздан, я связался с командованием и сообщил, что хочу вернуть реликвии преемникам императорского полка.
Справка "РГ"
Выставка работает каждый день до 15 января с 11.00 до 19.00 по адресу: Екатеринбург, ул. Малышева, 46. Для всех гостей не старше 18 лет вход бесплатный.