Татьяна Арно, телеведущая:
Никакие роботы и телеконсультации, конечно, не заменят человеку живого общения с врачом. Но порой бездушное озвучивание диагноза пациенту, резкие высказывания и ответы на вполне человеческие вопросы превращают процедуру медицинского обслуживания в процесс, который ничем не лучше онлайн-приема.
У меня, к счастью, нет ярких примеров грубого, нетактичного общения со мной медицинских работников. Мне попадались только благородные, квалифицированные специалисты, знающие свое дело. Но о неделикатном, циничном обращении с больным мы много говорили с моим коллегой, Димой Казниным, с которым вместе вели новости и который как раз перенес онкологию. Так вот, он немало об этих случаях рассказывал и даже потом упоминал в своей авторской программе, сравнивал, как лечился сначала у нас, а потом в Германии. И, к сожалению, отмечал, что был совершенно разный подход к пациенту с точки зрения именно врачебной этики.
Я считаю, что специальные занятия, где объясняют, как и о чем беседовать с пациентом, - это отличная инициатива. "РГ" пишет, что почти все врачи в Москве проходят сейчас организуемые Департаментом здравоохранения такие тренинги. И особенно порадовало, что с прошлого года уже существуют курсы для онкологов, специалистов по паллиативной медицине и психиатров по психоонкологии. Ведь очень важно правильно сформулировать диагноз и больному человеку, и его родственникам, позитивно настроить пациента, озвучить дальнейшее лечение вслух.
Вообще, хочу сказать, это весьма деликатная тема. В советские времена считалось, что правильнее не говорить человеку диагноз до последнего. Но неизвестно, лучше ли это для него или хуже, если, к примеру, ему нужно соблюдать особую диету по болезни, не переусердствовать с физическими нагрузками и работой? На мой взгляд, уже хорошо, что у нас в стране стали внимательнее заниматься наукой вежливого общения с больным, это очень важный аспект, большой шаг вперед для российской медицины.