25.10.2016 16:00
Общество

Ольга Васильева назвала лучшие инклюзивные школы в России

Названы лучшие инклюзивные школы России
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (7110)
Министр образования и науки Ольга Васильева представила победителей Всероссийского конкурса на лучшую инклюзивную школу. Вот пятерка лучших - школа 92 из Воронежа, школа 34 из Новосибирска, московская школа "Ковчег", школа 27 из Пензы и школа поселка Звездный Пермского края.
Читать на сайте RG.RU
Где и как может получить среднее образование ребенок-инвалид

- Есть несколько направлений в моей деятельности, которые вызывают у меня большее внимание. Этот конкурс - из них, - призналась министр. - Мы можем сказать, что в России накопился опыт инклюзии. Пришло время не ставить задачи, а находить ответы. Вы, педагоги, формируете личность человека и учите взрослых и детей добру, умению принять людей такими, какие они есть. Спасибо вам огромное!

Конкурс проводился по четырем номинациям: Лучшая инклюзивная школа, лучшая практика психолого-педагогического сопровождения, лучший ресурсный центр, лучшая практика профориентационной работы. В этом году в финале приняли участие 95 школ из разных регионов.

По статистике каждая пятая школа в России считается инклюзивной. По факту цифры будут скромнее. Ведь дело не только в том, чтобы зачислить ученика с особенностями в развитии в школу и сделать пандус. Надо создать условия. Инклюзивные школы гораздо затратнее обычных. Там обязательно предусматривают комнаты психологической разгрузки, оборудуют коридоры и туалеты, отдельные места в классе (иногда и это требуется). В штате есть дефектологи, помощники учителя и тьюторы.

Коррекционные школы получат средства по программе "Доступная среда"

Педагог, который ведет занятие в инклюзивном классе, должен быть готовым к тому, что ученик у него сможет сидеть на уроке только 10-15 минут, а не 45. И контрольную работу даже на тройку ему не написать - общие требования ему не всегда под силу.

Самые сложные ученики в инклюзивных школах - аутисты. Для каждого из них нужна своя программа обучения: кто-то воспринимает только письменную информацию - значит, учитель должен общаться с помощью специальных карточек "Сиди тихо", "Открой книгу". Кто-то ориентируется на звук - с таким надо разговаривать, читать и писать ему трудно. А бывает, что ученику достаточно положить книгу не на плоский стол, а на наклонную поверхность или на подставку - и он начинает воспринимать материал. Чем объяснить такие особенности аутистов - пока никто не знает, но только в одной Москве 60 тысяч таких детей. Статистики по России нет, но известно, что за последние 10 лет число детей с аутизмом стало в 10 раз больше. Этот диагноз ставят каждому 68-му ребенку. Число детей-инвалидов, увы, тоже с каждым годом растет. В России их сегодня 550 тысяч. И большая часть родителей мечтает, чтобы их дети ходили в обычную школу.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Образование Минобрнауки