27.10.2016 14:21
Общество

Парализованный калининградец запустил производство ступенькоходов

Калининградский инвалид открыл производство ступенькоходов и планирует выпускать электрические инвалидные коляски
Текст:  Ульяна Вылегжанина (Калининградская область)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №244 (7112)
В Калининграде начали выпускать шагающие ступенькоходы - специальные устройства, предназначенные для подъема и спуска инвалидных колясок по лестницам. На производстве работают люди с инвалидностью, а организатором и руководителем проекта стал колясочник Роман Аранин. Калининградцы уже выпустили 30 устройств и не планируют останавливаться на достигнутом.
Читать на сайте RG.RU
Для детей с проблемами развития составят 9 образовательных программ

Made in Kaliningrad

Небольшой станок синего цвета, похожий на яркое механическое насекомое, - это трубогиб. На нем гнут металлические трубы, которые впоследствии становятся ручками нового ступенькохода. На фрезерном станке изготавливают внешний профиль устройства, а металлические детали нарезают на лентопильном станке.

Раньше компания Романа Аранина завозила и продавала ступенькоходы, полностью изготовленные в Германии. Устройство было хорошо всем - работало от аккумулятора и заряжалось от обычной розетки, могло шагать вместе с инвалидной коляской по самым сложным лестницам, в том числе винтовым. Но только цена уж больно кусалась. Поэтому Аранин, выиграв всероссийский конкурс "Социальный предприниматель", потратил беспроцентный заем в несколько миллионов рублей на покупку станков для собственного производства.

Теперь немецкие специалисты выпускают только силовой блок - небольшой мотор, крутящий через редуктор металлические цепи и приводящий в движение выдвижную "ногу". Все остальное - универсальный порт, к которому крепится инвалидная коляска, колеса, ручки и другие многочисленные детали - изготавливают в Калининграде. Проект позволил ощутимо снизить себестоимость изделия и трудоустроить трех инвалидов - двух колясочников и одного человека с нарушениями слуха и зрения.

В Калининграде к ЧМ-2018 откроют две новых автомагистрали

Купить нельзя отказаться

Первые десять калининградских ступенькоходов отправились в социальные учреждения Казахстана. Вторую партию из десяти штук реализовали в нашей стране. Еще столько же шагающих устройств ждут новых хозяев на складе.

- Мы готовы производить до 10 ступенькоходов в день и до 200 в месяц, был бы спрос, - отмечает куратор этого направления Николай Андронов. - Но заказов пока, к сожалению, не так много, как хотелось бы.

Как пояснил Роман Аранин, развитие калининградского производства сдерживает федеральный закон о государственных закупках. Согласно этому документу, бюджетные заказчики обязаны выбирать самый дешевый из всех предложенных вариантов.

- И даже если руководство социального учреждения намерено купить именно шагающий ступенькоход и прописало этот момент в техническом задании, нет никакой гарантии, что в какой-то момент в игру не вступят недобросовестные конкуренты, - продолжает Аранин. - Они опускают цену в несколько раз и выигрывают торги. Потом выясняется, что итоговой суммы не хватает на хорошее шагающее устройство, и подрядчик привозит заказчику гусеничный ступенькоход, из-за которого с лестницы упал не один колясочник. Или механический, который инвалиду приходится приводить в движение своими руками. Социальное учреждение эту технику вынуждено принять, особенно если аукцион, как часто бывает, проходит в конце года. В противном случае заказчик не успеет освоить бюджетные деньги и не получит финансирование на следующий год.

В перспективе было бы замечательно, если бы государственных и муниципальных заказчиков обязали согласовывать покупки всех товаров, устройств и оборудования для людей с ограниченными физическими возможностями с конечными потребителями, считает заместитель председателя "Ковчега" Татьяна Анашенко. В Калининградской области уже пытаются организовать такую работу: при региональном министерстве социальной политики функционирует комиссия, куда входят представители общественных организаций инвалидов. Но такое взаимодействие должно быть системным и затрагивать все регионы и муниципалитеты страны.

- В августе мы озвучили данную проблему на совещании, которое прошло в федеральном министерстве промышленности и торговли, - делится информацией Татьяна, которая тоже передвигается на инвалидной коляске. - Ведомство пошло нам навстречу, сейчас по инициативе минпромторга разрабатывается комплекс законодательных мер. Одной из них может стать приемка товаров несколькими общественными организациями инвалидов - обязательно несколькими, чтобы не было речи о лоббировании интересов той или иной компании. Другая возможная мера - составление "черных списков" фирм, которые производят или поставляют оборудование, опасное для людей с инвалидностью. Эти списки также необходимо формировать по жалобам нескольких общественных организаций.

По следам "Проходимца"

На будущее у Романа Аранина грандиозные планы - построить первый в России завод по выпуску электрических инвалидных колясок и трудоустроить 72 человека, в том числе 36 инвалидов. В прошлом году на закупку такой техники российский бюджет выделил 1,2 миллиарда рублей, и все деньги достались заграничным производителям.

- В текущем году объем российского рынка электрических колясок составляет примерно 12 тысяч штук, - делится информацией Роман. - На первых порах мы сможем производить тысячу колясок в год, через четыре-пять лет займем половину рынка.

Проект распорядился поддержать премьер-министр Дмитрий Медведев, который летом этого года посетил производство ступенькоходов. Основной вопрос сейчас заключается в финансировании.

- В следующем году будем претендовать на региональную субсидию, чтобы купить оборудование, - говорит Аранин. - Все остальное построим своими силами, если не найдем других вариантов. Возможно, удастся получить льготный кредит в одном из банков с госучастием. Главное - задаться целью.

Рассуждения парализованного калининградца, замыслившего построить завод, могут показаться малореальными. Однако Роман Аранин из года в год доказывает, что невозможное возможно. В 2004 году, когда он упал с 30-метровой высоты и сломал шею, все калининградские врачи отказались от сложного пациента. Но хирург из Новокузнецка совершил чудо, и Роман остался жить. Через несколько месяцев он смог повернуть голову, а после двух лет изнурительных тренировок - двигать верхними частями рук за счет мышц плеча.

Не найдя ни в одной стране мира инвалидную коляску, которая слушалась бы малейших движений рук и обладала при этом проходимостью вездехода, Аранин вместе с другом-инженером Борисом Ефимовым сами сконструировали такое транспортное средство. Сейчас уникальная коляска, в шутку прозванная "проходимцем", производится в Калининграде и продается в России, Европе, даже Австралии и Новой Зеландии.

А два года назад, когда я познакомилась с Романом Араниным, производство ступенькоходов, как и завод по выпуску электрических инвалидных колясок, было только в планах. Сейчас устройства собирают в Калининграде. Более того, компания планирует экспортировать некоторые детали в Германию.

Бесполезная среда

Проблема, когда для инвалидов на бюджетные деньги закупают неудобную или ненужную технику, касается не только ступенькоходов. Отчасти это происходит из-за действий недобросовестных поставщиков, отчасти - из-за ошибок сотрудников социальных учреждений, незнакомых с потребностями людей с ограниченными физическими возможностями.

- На новой набережной Адмирала Трибуца в Калининграде установили электрический подъемник стоимостью в несколько сотен тысяч рублей, который с самого начала просто не работает, - приводит пример Роман Аранин как глава региональной общественной организации инвалидов "Ковчег". - Городские власти и подрядчик не могут определиться, кто должен заниматься его обслуживанием. И таких примеров - море. По нашим оценкам, до 50 процентов оборудования, которое закуплено для инвалидов в 2014-2015 годах, либо вообще не востребовано, либо неудобно.

По оценкам участников "Ковчега", колясочникам достаточно удобно передвигаться по калининградскому Музею янтаря, по Балтийскому федеральному университету имени Канта. И в том, и в другом случае люди с инвалидно-стью участвовали в разработке проектов по обустройству доступной среды.

Кстати

Сейчас в нашей стране находится в пользовании около 700 тысяч механических колясок и только 25 тысяч электрических, то есть доля электрических колясок на рынке составляет 3,5 процента. В странах Западной Европы этот показатель достигает 30-35 процентов.

Соцзащита Калининград Северо-Запад