31.10.2016 22:40
Общество

Писатель Андрей Усачев: С "Войной и миром" я мучался в школе

Текст:  Анна Кольдина
Российская газета - Федеральный выпуск: №247 (7115)
Читать на сайте RG.RU

Андрей Усачев, писатель:

Школьную программу по литературе стоит, конечно, время от времени пересматривать. Но не исключать совсем каких-то авторов или оставлять изучение их творчества на факультатив. А выбирать из написанного ими более простые и доступные для детского понимания вещи.

У того же Толстого помимо "Войны и мира" есть масса других произведений. Например, "Казаки" и "Хаджи-Мурат", которые читаются значительно легче и приятнее. С "Войной и миром" лично я откровенно мучился. До моего сознания все это не доходило и в дальнейшем вызвало буквально неприязнь к творчеству Толстого.

Екатерина Баркина: Задача школы иная - привить ученикам вкус к чтению

Так что повторюсь: не надо ничего исключать, а надо просто с умом подходить к тому, что предлагается школьникам для прочтения. В старших классах можно, наоборот, добавить современных авторов - среди них немало интересных и достойных внимания. В общем, нашим чиновникам от образования есть над чем пораскинуть мозгами.

Прививать же любовь к чтению стоит с самого раннего детства. Здорово, что у нас в детских садах еще читают ребятам книги и, что не менее важно, учат с ними стихи. В Европе такого, кстати, нет. Ни в Англии, ни в Германии, ни во Франции. Там наизусть стихи не учат. Между тем это очень полезное занятие, которое не только память развивает, но и вкус к поэзии.

Дома тоже нужно уделять этому время. Можно устраивать семейные литературные вечера, читать по ролям. Да что угодно. Лишь бы заинтересовать ребенка книгами и чтением. Полезно ходить в театр на спектакли и представления по литературным произведениям. Даже фильмы, основанные на книгах, смотреть полезно. Ведь часто так случается, что человек сначала смотрит какое-то кино, а потом обращается к первоисточнику, то есть книге.

Что же касается ЕГЭ по литературе, то я к нему отношусь крайне отрицательно. Задача школы - не вбить в ребенка энное количество информации, а развить у него тягу к знаниям, научить думать. Тесты ничему такому не способствуют. Это банальная зубрежка, которая к литературе неприменима.

Образование