02.11.2016 21:26
Экономика

Нефтекомпании сократят экспорт топлива из-за риска дефицита

Нефтекомпании сократят экспорт топлива из-за риска дефицита
Текст:  Александра Воздвиженская
Российская газета - Федеральный выпуск: №249 (7117)
На Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в январе-апреле следующего года пройдет масштабный ремонт. Чтобы избежать негативных последствий (дефицита моторного топлива), Минэнерго провело встречу с нефтекомпаниями, рекомендовав им меньше экспортировать и "считать приоритетным поставки автомобильного бензина на внутренний рынок".
Читать на сайте RG.RU

По оценкам экспертов, рекомендация дана вовремя, учитывая, что с 1 января привлекательность экспорта вырастет из-за снижения таможенных пошлин.

Минэнерго РФ выступило за сохранение налогового маневра в ТЭК

Как рассказали "Российской газете" в Минэнерго, в совещании приняли участие "Газпром нефть" (владеет Московским НПЗ), "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Исполнение рекомендаций ведомство проверит на повторном совещании в начале ноября. Кроме того, "Славнефти" придется перенести срок ремонта на Ярославском заводе с 1 марта на 15 апреля, чтобы не "пересекаться" с ремонтом на МНПЗ.

По оценкам Минэнерго, сейчас запасов бензина достаточно для удовлетворения спроса во всех регионах, "включая субъекты особого внимания". По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, товарные остатки на 24 октября составляли 1,485 миллиона тонн, примерно на уровне прошлого года.
Московский НПЗ обеспечивает столицу топливом более чем на 34 процента. "На рынке есть ожидания, что остановка МНПЗ может повлечь сокращение запасов Евро-5 и некий дефицит. Однако эти опасения преждевременны, так как для замещения выпадающего объема бензина из-за ремонта на МНПЗ можно перебросить часть топлива с Омского НПЗ, - говорит старший аналитик по нефтегазовому сектору АТОН Александр Корнилов. - Кроме того, это возможно сделать также с Рязанского, Ярославского и Нижегородского заводов, которые в состоянии перенаправить часть поставок в Центральную Россию".

За месяц цены бензинов в оптовом звене выросли на 5-7 процентов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в середине октября оценивала выпадающий объем поставок бензина на внутренний рынок во время ремонта на МНПЗ в 600 тысяч тонн. "Газпром нефть" за счет перераспределения потоков готова заместить 300 тысяч тонн, экспорт с Омского НПЗ в январе-апреле будет приостановлен. При этом ФАС проследит, чтобы рынок Сибири не пострадал из-за увеличения поставок в Центральную Россию, подчеркивал начальник управления регулирования ТЭК антимонопольной службы Дмитрий Махонин.

В целом идея Минэнерго правильна и озвучена к месту, так как с 1 января 2017 года запланировано еще и снижение экспортной пошлины на товарный бензин, напоминает Александр Корнилов. Так, по плану ставка должна составить 30 процентов от экспортной пошлины на нефть против 61 процента в этом году. "Экспортная альтернатива становится более интересной компаниям. Рекомендация считать поставки на внутренний рынок приоритетными позволит избежать перекоса в сторону экспорта", - считает аналитик.

Минэнерго: Платежи за тепло будут расти медленнее инфляции

Однако высокий экспортный паритет (когда доходность с продаж на зарубежный рынок выше, чем на внутренний) наряду с другими факторами поднял стоимость бензина в оптовом звене уже в октябре, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). С 30 сентября Регуляр-92 подорожал на 7,5 процента - до 40,35 тысячи рублей за тонну, Премиум-92 вырос на 5,35 процента - до 42,96 тысячи. При этом на АЗС цены стабильны: за октябрь они опустились в среднем по стране на несколько копеек.

В сентябре-октябре каждого года традиционно наблюдается сезонный рост спроса на топливо в связи с уборкой урожая. После него, в ноябре, обычно затишье, в декабре-январе - падение спроса. "На розничном рынке это может не сказываться и зависит от накопленных запасов бензина и от амплитуды колебаний цен, - говорит доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. - Если, скажем, цены подскочили бы более чем на десять процентов, то розница бы обязательно отреагировала, но пока такого сценария не наблюдается". Обычно ценники на АЗС меняют с оглядкой на скачки в опте с задержкой в месяц. Если прирост в этом звене сохранится, то он придет на АЗС, но этого, скорее всего, не будет, полагает эксперт.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Нефть и газ Минэнерго Роснефть ЛУКОЙЛ