В начале 2000-х, вспоминают гости, главным отличием города было огромное количество котлованов. Сейчас же столица радует ухоженными площадями и улицами, обилием зелени. И это неудивительно: буквально с первых дней в новой должности Собянин поехал по дворам жилых домов. И был поражен там количеством ям на асфальте, погнутыми ржавыми детскими площадками, чуть не повсеместным отсутствием условий для занятий спортом.
Так началось масштабное благоустройство Москвы. Первый итог: благоустроено 23 тысячи дворов, 203 улицы. На каждой отремонтированы дороги, расширилось пешеходное пространство, приведены в порядок фасады, появились новые фонари и лавочки.
Но главное - на обновленных улицах теперь круглый год жизнь бьет ключом. Маленькая Страсбургская ярмарка, стартовавшая в канун 2011 года на Манежной площади, вылилась в масштабный фестиваль "Путешествие в Рождество", который собирает до 10 млн посетителей в год. Затем наступает "Московская весна", ее сменяет "Московское варенье", "Снова в школу", "Золотая осень"...
А на Тверской в эти дни сажают липы. Деревья, вымершие более четверти века назад. Но вот прошло время... "Комфортная городская среда имеет не только эстетическое значение. Она притягивает людей и инвестиции, оборачивается десятками миллиардов рублей для города, - говорил в отчете мэр. - Турпоток в Москву вырос на 40%. Каждый из туристов проводит в городе в среднем 4 дня и оставляет 15-20 тыс. руб. Эти доходы сторицей компенсируют расходы на благоустройство".
Жизнь в Москве во многом зависит от вещей, внешне невидимых. Получи, к примеру, справку, если живешь в одном конце города, а работаешь - в другом... Годами это было головной болью тысяч горожан. От нее избавила развитая сеть многофункциональных центров госуслуг "Мои документы". Их уже 127. Работают с 8 утра до 8 вечера без выходных. Обратиться за нужным документом можно в любой МФЦ - рядом с работой, попавшийся на пути в кино или магазин, по соседству с домом... В очереди там проведешь не больше 3 минут. Даже в Хельсинки время ожидания и то составляет 5 минут! И это при том, что у нас в МФЦ оказывают 170 госуслуг, выдают более 200 документов! Свидетельство о рождении ребенка, оформление пенсии, замена тех же паспортов и т.д. И все вежливо, с улыбкой... А как же иначе, думают молодые москвичи.
Качество образования в Москве и прежде считалось одним из лучших в стране. Вот только для того, чтобы записать ребенка в несколько десятков существовавших привилегированных школ, родителям приходилось стоять по ночам в очередях, греясь по ночам у костра. Реформа столичного образования, целью которой Собянин поставил сделать образование качественным во всех школах города, проходила болезненно. Школы укрупнялись, менялись директора, система финансирования... И как-то незаметно москвичи перестали рваться возить своего ученика куда-то на другой конец Москвы, а стали записывать первоклашек в ближайшую от дома школу. Да и зачем везти, если в ТОП лучших 500 школ России входят 150 московских! А международное тестирование 42 тысяч девятиклассников из 609 школ по международным стандартам PISA показало, что наши ребята по читательской и математической грамотности входят в десятку лучших стран мира!
Решилась и проблема с садиками: вся малышня в возрасте старше 2,8 года обеспечена местами.
Налицо перемены в здравоохранении. В поликлиниках - электронная запись, 90% пациентов попадают на прием к терапевту в тот же день. Быстрее приезжает на вызов "скорая" - вместо 17,5 минуты добирается за 12,7. Помощь инфарктникам оказывают 29 сосудистых центров. Главный же результат модернизации московского здравоохранения - продолжительность жизни горожан повысилась с 2010-го с 74,2 до 77 лет - такой прогноз на 2016 год дают эксперты столице.
Не так остра стала и проблема пробок на дорогах. Да и не мудрено: построено 500 км новых магистралей. Идет реконструкция МКАД, где 13 устаревших развязок клеверного типа заменены на современные.
Теперь власти обещают подвести дублеры ко всем торговым центрам вдоль Кольцевой. Это высвободит одну из пятых полос движения, которая на МКАД используется как разгонная. Пропускная способность сразу увеличится на 20-40%. А еще строятся новые станции метро. По обновленному Московскому центральному кольцу полетели "Ласточки". Все больше москвичей предпочитают передвигаться на общественном транспорте. Не случайно, как показывают замеры, половина автомобилей на столичных дорогах принадлежит уже не москвичам, а жителям Подмосковья и других прилегающих регионов. Впрочем, городские власти собираются и их пересадить - если не на автобусы, так на пригородные электрички. Для этого будет построено 9 радиальных путей. Значит, скоро на дорогах станет еще свободнее.