Убрать преграды
В течение года кировские поликлиники перейдут на регистратуры нового образца. Первыми изменили формат работы несколько поликлиник Кировского клинико-диагностического центра и поликлиника N 1 городской больницы N 9.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в региональном минздраве, в них проведена перепланировка помещения и убраны преграды между пациентом и администратором регистратуры: вместо прежних маленьких окошечек здесь установлены открытые стойки.
Теперь администратор работает только с пациентом, не отвлекаясь на внешние звонки - на них отвечает отдельный специалист. Также налажена обратная связь с пациентами: регистратор обзванивает всех, кто предварительно записан на прием. А в холле поликлиник установлен инфомат, через который можно записаться на прием к врачу.
- "Безбарьерные" регистратуры с применением современных технологий помогают улучшить логистику приема пациентов, - говорят в минздраве, - чтобы каждому обратившемуся пациенту было уделено максимум внимания в решении его проблемы.
Нововведения в регистратурах, уже работающих по новому образцу, себя оправдали. До 1 апреля будущего года новые регистратуры должны появиться в поликлиниках областного центра, до конца 2017 года - в районных и городских больницах.
Это очередной шаг к тому, чтобы сделать визит больного к врачу менее проблемным. Первым шагом к этому стала электронная регистратура, которую Вятка начала внедрять несколько лет назад. Спрос на запись через Интернет оказался настолько высоким, что сайт "рухнул" в первый же день - сервер не справлялся с потоком заявок. И хотя по поводу электронной регистратуры до сих пор немало нареканий (например, к стоматологу записаться через нее практически невозможно), сотни тысяч пациентов предпочитают именно этот способ записи. Не меньшим спросом пользуется и электронная запись детей в детские сады.
Сорок минут на регистрацию авто...
Не так давно приятно удивило региональное УГИБДД. Последний раз был там пять лет назад, и, как оказалось, за это время произошли просто глобальные перемены. Раньше там выстраивались огромные "живые" очереди, теперь достаточно просто получить талончик на инфомате, как в банке, после чего уже через 10 минут следует вызов к окошку.
В результате вся процедура регистрации автомобиля вместе с уплатой пошлины, проверкой машины и выдачей номера заняла около 40 минут. Хотя еще несколько лет назад на ожидание в коридорах ГИБДД можно было убить целый день, а то и не один.
Похожая ситуация теперь и с оформлением виз за границу. Времена, когда люди чуть ли не неделями стояли в очередях в консульства, давно канули в Лету. Практически во всех крупных городах-миллионниках теперь есть визовые центры, где можно подать документы для получения визы почти во все страны. Время ожидания в очереди занимает 10-15 минут, а вся процедура - не больше часа, если нет каких-либо непредвиденных осложнений. Причем, практически можно прийти в такой визовый центр с одним лишь загранпаспортом и справкой о доходах. Все остальное можно сделать прямо на месте. Например, фото, биометрику и даже забронировать отель через Интернет и купить билеты на самолет.
...И полчаса на сделку с недвижимостью
Кстати, о транспорте. Еще одно направление, которое сегодня активно развивается в Кирове, - монтаж на остановках общественного транспорта электронных табло, которые позволяют отслеживать время прибытия автобуса или троллейбуса. Сначала идею опробовали на специальном приложении к смартфонам, а потом на помощь тем, у кого нет смартфона, пришли "умные" остановки. Теперь время до прибытия транспорта нужного маршрута можно увидеть на большом табло. Таких "умных" остановок в Кирове уже шесть.
Но главным средоточием всех электронных услуг стали многофункциональные центры (МФЦ). Как сказал знакомый риелтор, они фактически выбили у них почву из-под ног.
В связи с этим я вспоминаю, как 10 лет назад покупал квартиру. История почти детективная: фактически это был обмен сразу нескольких квартир, а деньги доставались последнему в цепочке. В результате подсчет огромной суммы шел в машине риелтора на улице возле регистрационной палаты. Рядом стояло еще несколько авто, где шла такая же рискованная операция. Когда все обменялись расписками, пришлось выстоять длинную нервную очередь для подачи документов. Причем, как оказалось, очередь фактически создали те же риелторы, занявшие ее еще с пяти утра, чтобы успеть провести сделку. Теперь вся процедура в МФЦ занимает полчаса.
Визу? Пожалуйста!
Сейчас кировские МФЦ оказывают 792 услуги. В прошлом году ими воспользовались более 800 тысяч жителей, то есть больше половины всего населения. В этом году эта цифра может перевалить за 1,2 миллиона. То есть услугами МФЦ стало пользоваться практически все население области. Большинство услуг пока востребовано жителями крупных населенных пунктов, но сейчас подключаются и районы. Перечень услуг широк, но наиболее популярны те, что связаны с регистрацией права на недвижимость (80 процентов от всего количества). Затем идут услуги Налоговой и Миграционной служб.
Недавно кировские МФЦ начали оказывать и услуги по оформлению виз для выезда за рубеж. Это позволяет жителям области прямо в центрах "Мои документы" получить полный спектр услуг по получению визы: от заполнения заявления до получения паспорта с готовой визой, а также пройти процедуру дактилоскопии. Теперь кировчанам уже не нужно выезжать в "ближайшие" официальные визовые центры в Казань и Нижний Новгород, оформлять документы стало быстрее и дешевле как минимум втрое, чем это стоило у посредников.
Сейчас в МФЦ можно подать документы в пять стран, но если услуга будет востребована, этот список расширят.
Кстати
Как рассказал "РГ" директор кировского областного МФЦ Александр Ананьев, с 1 февраля центры "Мои документы" обязаны будут выдавать российский паспорт, загранпаспорт и водительское удостоверение, что значительно упростит процедуру их получения. А также предоставлять комплекс услуг для бизнеса, который поможет "расширить кругозор" в тех сферах, где он может получить прибыль, исходя из интересов экономики региона.
Владимир Авербах, директор департамента электронного правительства Минкомсвязи РФ:
- Через несколько лет удобство пользования порталом госуслуг должно выйти на совершенно новый уровень - как в социальных сетях или в веб-сервисах для мгновенного обмена сообщениями, где все просто и понятно. Сейчас мы осуществляем эксперимент, когда в Telegram можно общаться с поддержкой портала госуслуг. Выяснилось, что в принципе заявления можно оформлять через мессенджер. Возможно, в дальнейшем это можно будет делать через телефон с условием какой-то идентификации по дополнительному паролю, кодовому слову, биометрике, как это делается в банках.
Сегодня мы реализуем принцип "четырех" "Л": услуги должны оказываться любому гражданину любым ведомством в любое время в любом месте. Дистанционные средства позволяют осуществлять постоянное взаимодействие с государством. Это основной вектор, которого мы придерживаемся с точки зрения удобства для человека. В конце пути, который, возможно, займет десятилетия, уже не будет бумаги в общении с госорганами и бизнесом.