Если в первом квартале 2016 года главным источником своих тревог 19 процентов респондентов называли состояние экономики страны, 16 процентов - сохранность рабочих мест, а 14 процентов - растущие цены на продукты, то сегодня национальную экономику и рынок труда в качестве главного повода для переживаний отмечают по 13 процентов опрошенных, а 11 процентов волнуются в первую очередь о здоровье. О растущих ценах на еду беспокоятся 10 процентов, о ценах на услуги ЖКХ - 8 процентов россиян.
Немного ослаб тренд на экономию. Хотя 40 процентов опрошенных россиян ответили, что сократили траты на ежегодный отпуск - это на 6 и 9 процентных пункта выше, чем во втором и первом квартале 2016 года.
Вместе с тем число экономящих граждан понемногу стало сокращаться. О том, что ужали свои расходы по сравнению с годом ранее, в сентябре 2016 года заявили "всего" 73 процента против 76 процентов в первом и втором квартале года. С 59 до 55 процентов уменьшилось число тех, кто экономил на развлечениях вне дома, с 63 до 59 процентов - на одежде, с 36 процентов до 33 процентов - на ремонте и покупке дорогих товаров домашнего интерьера.
"Российский потребитель будет очень осторожно выходить из ставшего нормой жизни режима экономии. Производителям потребительских товаров, как и ритейлерам, важно проявлять максимальную чуткость к покупателю и тонко работать над вопросами соотношения цены и качества предложений", - комментирует результаты индекса потребительского доверия директор по развитию Nielsen Россия Константин Локтев.
По его словам, значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов - пессимистов, а значение в 100 пунктов - о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями потребителей от будущего.
"В первом квартале 2016 года индекс опускался на самое низкое за 11 лет измерений значение в 63 пункта, после чего набрал три пункта во втором квартале. В третьем квартале 2016 года индекс поднялся на 1 пункт до 67. На протяжении последних двух лет индекс ни разу не увеличивал свое значение два квартала подряд",- говорит Локтев.
Это означает, что потребительский спрос медленно, но восстанавливается. Ключевое слово здесь - "медленно", - сказал эксперт.
Во-первых, улеглась паника в отношении рынка труда (это первый вопрос, на основе которого высчитывается индекс): сегодня 19 процентов россиян думают, что их в целом ждут благоприятные перспективы в ближайшем году (16 процентов кварталом ранее и 14 процентов в начале года).
Порядка 77 процентов (все меньше) предвидят скорее неблагоприятный сценарии развития ситуации на рынке труда (80 процентов кварталом ранее и 83 процента в начале 2016 года).
Ожидания в отношении личных финансов (второй вопрос, на основе которого высчитывается индекс) тоже чуть подросли - 31 процент опрошенных считает, что их личное финансовое положение в ближайший год будет "хорошим" или "отличным" (30 процентов кварталом ранее и 26 процентов в первом квартале).