Более трехсот участников - молодых педагогов, начинающих руководителей, выпускников педагогических вузов Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана в течение двух дней обсуждали, как молодому специалисту подготовиться к работе в школе, влиться в школьный коллектив, наладить контакт с учениками. Результатом форума стали конкретные проекты, разработанные на интерактивных площадках, которые помогут молодым учителям адаптироваться в образовательном пространстве.
Повысили статус
- Наша сверхзадача - возвращение высокого статуса и глубинной содержательности понятия "учитель", которые подразумевались Ушинским, - отметила в своем приветственном слове к участникам форума ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко. - Желание помочь нашим выпускникам и поддержать их в процессе профессионального роста привело нас три года назад к идее конференции, в формате которой мы стремимся определить эффективные формы взаимодействия вуза и работодателя с молодым педагогом, позволяющие ему в короткие сроки войти в профессию и закрепиться в ней. Интерес со стороны молодых учителей к этой конференции, а также поддержка администрации Алтайского края позволили ей дорасти до межрегионального форума "Молодой учитель. Формула успеха". Участник форума, будь то выпускник, молодой учитель или начинающий руководитель становится членом мощного образовательного сообщества. Мы раскрываем ему свои педагогические "копилки" и поощряем взаимовыгодный обмен профессиональными секретами.
По мнению начальника Главного управления образования и науки Алтайского края Александра Жидких, форум молодых учителей - это еще и возможность показать результаты, которые достигнуты в отрасли за последние годы, тем более что ряд проектов, реализованных в Алтайском крае, отмечен и на федеральном уровне как один из лучших. В их числе - создание эффективных условий для профессиональной деятельности молодых педагогов, привлечение их в систему образования и закрепление на местах.
- Сегодня в крае сохранены все меры социальной поддержки - от санаторно-курортного лечения учителей и компенсаций сельским педагогам за услуги ЖКХ до выплат подъемных молодым учителям, - отметил Александр Жидких. - В 2016 году на эти цели выделено около миллиарда рублей бюджетных средств. Кроме того, созданы все условия для профессионального развития учителей.
Найти себя в школе
На форуме педагоги и руководители образовательных организаций поделились опытом привлечения молодых кадров в сельские школы, рассказали о профессиональном росте начинающих учителей и способах повышения их компетентности и успешности.
- Чтобы привлечь молодого специалиста в сельскую школу, нужно обеспечить его жильем, хорошо оборудованным рабочим местом и создать условия для профессионального роста, - считает директор Топчихинской школы № 1 Сергей Чепкин. - Конечно, важен и уровень зарплаты, но здесь у сельских школ большое преимущество. Кроме единовременной выплаты за переезд в сельскую местность и надбавки в тридцать процентов молодым специалистам, сельские педагоги получают еще 25 процентов дополнительно к окладу, а также компенсацию расходов на освещение и отопление.
Учитель иностранных языков Налобихинской школы Косихинского района Константин Литвиненко рассказал о своем профессиональном становлении в сельской школе.
- Когда пять лет назад я приехал в Налобиху, здесь была неприметная школа, а сегодня это современное учебное заведение, полностью реконструированное по губернаторской программе "75 х 75", - подчеркнул он. - В регионе сейчас большое внимание уделяется инфраструктуре села и сельского образования, и мы это видим на своем примере. Конечно, молодые педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с нехваткой опыта и знаний, но им на помощь приходят наставники. А главная формула успеха молодого учителя - в нем самом, в его активной жизненной позиции, в желании узнавать новое, расти профессионально и самосовершенствоваться.
Многие участники искали на форуме ответы на конкретные вопросы. Так, учителя из Чернокурьинской средней школы Мамонтовского района Андрея Медведева и его супругу, преподавателя начальных классов этой же школы, Оксану Медведеву интересовала тема работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь с этого года в школах введен федеральный стандарт, предусматривающий обучение таких детей в обычной школе. Ответы на свои вопросы молодые учителя нашли на интерактивных площадках форума.
Интерактивно и актуально
Темы интерактивных площадок были самыми разными - оперативная кадровая поддержка школ края со стороны педагогического вуза, вопросы профессионального развития молодого педагога, использование социальных сетей для профессиональной коммуникации педагогов, сберегающие здоровье учеников технологии, специфика обучения и воспитания одаренных детей, развитие дополнительного образования школьников. Кроме того, в рамках форума прошло заседание Ассоциации молодых педагогов Алтайского края, на котором обсуждались эффективные способы сотрудничества молодых учителей.
Особый интерес участников форума вызвала площадка по развитию цифровых технологий и робототехники. По словам ее модератора - заведующей кафедрой теоретических основ информатики института физико-математического образования АлтГПУ Марины Афониной, сегодня учителя активно используют цифровые технологии, которые помогают им в работе - электронные доски, презентации. А вот инструменты, которые бы помогали детям исследовать и творить, только начинают осваивать. Между тем рынок IT-технологий сегодня нуждается не в пользователях, а в создателях. И готовить таких специалистов со школьной скамьи как раз помогает робототехника.
В Алтайском крае накоплен уникальный опыт и в подготовке учителей для малокомплектных школ. По словам директора Регионального ресурсного центра развития инноваций в образовании АлтГПУ Елены Шамариной, в регионе таких школ 718. Учителя в них должны владеть технологиями работы с классами, в которых учатся ребята различного возраста и по разным образовательным программам. Также вуз сегодня готовит специалистов-полипредметников, столь востребованных в сельских школах, где преподавание одного предмета не обеспечивает педагогу должной учебной нагрузки, а, следовательно, и зарплаты. Вуз выпускает специалистов, адаптированных к специфике работы в сельских и малокомплектных школах.
Наработаны в крае и методики обучения детей с особыми образовательными потребностями. Как отметила заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии АлтГПУ Марина Сурнина, в соответствии с законом об образовании, родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут выбирать, где будет обучаться их ребенок - в отдельной организации, в отдельном классе или в классе общеобразовательном.
Обучение особого ребенка в массовой школе требует от педагогов адаптации образовательных программ, выбора специальных методов и приемов обучения, создания специальных условий по сопровождению ученика. Обо всем этом и шла речь на интерактивной площадке, посвященной вопросам инклюзии. Молодыми педагогами была разработана образовательная модель сопровождения обучающихся с ОВЗ в массовой школе. Этим опытом участники форума предполагают поделиться со всеми школами края.
Ирина Лазаренко, ректор Алтайского государственного педагогического университета:
- Особенности развития системы образования в Алтайском крае обусловлены высокой долей сельских малочисленных и малокомплектных школ. Сказывается и большая поликультурность края, а также его близость к странам, входящим в регион Большого Алтая, которые традиционно испытывают интерес к образованию в России. В этих условиях необходимость постдипломного сопровождения педагогических кадров очевидна. Форум стал хорошей площадкой для обсуждения проблем профессионального развития и адаптации молодых педагогов. Сегодня уже доказали свою эффективность такие формы взаимодействия будущего учителя и работодателя как длительная педагогическая практика. Студенты на длительной практике нарабатывают опыт, а школы могут дать оценку уровню подготовки студентов. Хорошими механизмами взаимодействия также стали мобильные модераторские площадки на базе вуза и целевая подготовка специалистов, и в крае создана эффективная система такой подготовки учителей.
На правах рекламы