17.11.2016 02:00
Санкт-Петербург

В России решили кардинально изменить требования к охране труда

Каждый третий специалист трудится на вредной или опасной работе
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №261 (7129)
В ближайшие месяцы в России могут кардинально измениться требования к охране труда. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс минтруд внесет в правительство 1 декабря, а весной документ уже ждут в Госдуме.
Читать на сайте RG.RU

О том, чем обернутся ново-введения для работников и руководителей, рассказал "РГ" заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - Петр Тищенко.

Петр Евгеньевич, по всей стране число несчастных случаев на производстве постепенно снижается. Зачем что-то менять?

Петр Тищенко: Если сравнивать сухие цифры, то да, динамика положительная. Число травм, например, на производстве за последние 10 лет снизилось почти в два раза. Но это связано со множеством факторов, самый главный - модернизация оборудования. Двадцать лет назад на заводах-гигантах на потенциально опасных рабочих местах трудилось больше человек, и, соответственно, число несчастных случаев тоже было больше. С другой стороны, у нас растет число профессиональных заболеваний. Но это не значит, что условия труда стали хуже, скорее наоборот, заработала система диспансеризации. Болезни, которые появились из-за условий работы, начали выявлять. И работники стали получать компенсации. В то же время в сфере охраны труда еще много системных проблем, и нововведения призваны их решить.

Одна из главных новаций касается микроповреждений - это небольшие травмы, которые не ведут к потере трудоспособно-сти: если человек оступился, порезался или на него что-то упало. Когда изменения вступят в силу, работодатель будет обязан проводить по каждому такому факту внутреннее расследование.

Зачем? Может, достаточно больничного?

Петр Тищенко: Нет. Тот факт, что сотрудник получает даже небольшую травму на предприятии, свидетельствует о том, что там не все в порядке с техникой безопасно-сти, и ситуацию нужно исправить, пока не произошла трагедия.

Но ведь и сейчас многие недобросовестные работодатели пытаются замолчать факт производ-ственного травматизма. Например, заставляют сотрудника сказать в больнице, что он поранился дома.

Петр Тищенко: Такая проблема есть. Но в то же время, если человек поступает в больницу с тяжелой травмой, похожей на производ-ственную, то врачи передают информацию в правоохранительные органы. Работник также может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Начинаются расследования, проверки, скрыть производственную травму сложно, более того, за это предусмотрена уголовная ответ-ственность. Другая беда, что сами сотрудники верят работодателю, который им обещает в обмен на молчание сохранить рабочее место или выплатить компенсацию. Хотя, кстати, на то и другое по-страдавший и так имеет право по закону.

В каких отраслях чаще всего случаются травмы?

Петр Тищенко: В Петербурге самые проблемные отрасли - это строительство и транспорт. Даже на знаковых городских объектах гибнут люди, а ДТП с общественным транспортом иногда случаются по пять раз на дню. Очень много производственных травм происходит из-за нарушения правил работы на высоте. Самый простой пример: сейчас по всему городу убирают снег с крыш. Промышленные альпинисты или работники жилкомсервисов, которые очищают кровлю, должны подниматься на крышу со страховкой. Но это естественное, казалось бы, правило повсеместно игнорируется. В комитете по труду, кстати, тоже недавно чистили кровлю, и мы отстранили от работ группу промышленных альпинистов за отказ пристегиваться. Они очень удивились и сказали, что без страховки могут выполнить работу быстрее.

Как это можно расценить? К сожалению, у многих специалистов очень странное отношение к технике безопасности: они считают, что это нужно работодателю, профсоюзу, кому угодно, но не им самим. И это тоже очень серьезная проблема. Дело в том, что технике безопасности нигде не учат - ни в школе, ни в колледже, ни в вузе. И человек узнает, что есть какие-то особые правила, лишь когда уже устроился на работу.

Но ведь существует какой-то внешний контроль над тем, в каких условиях работает сотрудник, не подвергает ли он себя опасности.

Петр Тищенко: Безусловно, и он будет усиливаться. С 2014 года по всей стране аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда. Аттестацию следовало проводить раз в пять лет, и те предприятия и организации, у которых выходит этот срок, сейчас обращаются к независимым экспертам. Самое главное, что теперь руководитель не должен ждать, когда к нему придет инспектор, он сам обязан инициировать процесс оценки.

Насколько можно верить коммерческим компаниям, осуществляющим экспертизу?

Петр Тищенко: В Петербурге в этом плане ситуация благополучная. У нас высокий уровень подготовки экспертов. К тому же руководитель компании не может взять оценку "с потолка". Он обязан заказать услугу по проведению специальной оценки условий труда у организации, аккредитованной Министерством труда РФ. А требования к таким структурам очень серьезные. В частности, у организации должна быть специа-лизированная лаборатория, в штате необходимо иметь не менее пяти экспертов, причем все они обязаны пройти специальное обучение и аккредитацию. Система очень жесткая, и много кандидатов отсеивается. К тому же, если предприятие или его сотрудник не доверяет результатам спец-оценки, то они имеют возможность обратиться к нам, в Комитет по труду. После заявки экспертизу ее качества проведут уже наши специалисты.

Сейчас достаточно сложная экономическая ситуация, а от бизнеса потребуются новые траты на оценку рабочих мест...

Петр Тищенко: На самом деле оценка рабочих мест в конечном счете выгодна и работодателю, и сотруднику. Например, на многих заводах и фабриках все сотрудники получают средства индивидуальной защиты. На них тратятся очень серьезные суммы. Проверка условий труда по госучреждениям и ГУПам показала, что в прошлом году на одного специалиста выделялось 2200 рублей, а в этом - уже 2700. На заводах эти затраты еще выше. Но времена меняются, появляются новые технологии. Многие специалисты даже близко теперь не подходят к движущимся механизмам или резервуарам с вредными веществами. Соответственно, по итогам оценки рабочих мест эксперты определяют, кому именно из сотрудников нужны средства индивидуальной защиты. Важно, что определяется и какие именно вещи необходимы, ведь сфера средств индивидуальной защиты тоже развивается, появляются новые технологии и решения.

К сожалению, пока до трети всех рабочих мест можно отнести либо к вредным, то есть тем, где могут возникнуть профессио-нальные заболевания, либо к опасным - где есть риск получения травмы. И сейчас в этой сфере происходят радикальные преобразования. В частности, опасные рабочие места должны быть сведены к минимуму. Естественно, сохранятся такие профессии, как спасатель, они подразумевают, что сотрудник сознательно подвергает себя опасности ради других людей. Но такие профессии попадут в особый перечень, где будут прописаны жесткие требования к физической подготовке сотрудников и их экипировке. Для остальных рабочих мест опасность травмы должна быть сведена к минимуму.

Но ведь, чтобы поменять оборудование, потребуются колоссальные суммы.

Петр Тищенко: На самом деле колоссальные суммы тратятся сейчас. Например, люди, которые трудятся на опасных рабочих местах, раньше выходят на пенсию. Огромные суммы идут на пособия по инвалидности, к которой привели производственные травмы. Если сотрудник гибнет в результате несчастного случая, то родственники могут взыскать многомиллионные компенсации с работодателя, плюс один миллион рублей платит Фонд социального страхования. Может быть, проще сделать условия труда безопасными?

Технологий в сфере охраны труда довольно много, часто меняются законодательство и правила. Как сделать так, чтобы вся эта система работала в одном направлении?

Петр Тищенко: Нужна координация. В марте 2017 года в Петербурге впервые пройдет Международный форум труда, где будут обсуждаться вопросы кадрового обеспечения и главные вызовы, которые сейчас предъявляются к вопросам труда и занятости. Значительный блок мероприятий будет посвящен охране труда, в част-ности, планируется большая выставка средств индивидуальной защиты. В рамках деловой программы ожидаются выступления как производителей таких товаров, так и предприятий, которые ими пользуются. Запланированы и обсуждения нововведений в законодательстве.

Конечно, один форум, даже очень масштабный, не сможет снять все вопросы. Мне кажется, что в Петербурге на постоянной основе должен появиться некий штаб, координационный совет по вопросам охраны труда. Ведь сейчас, помимо непосредственных участников рынка, этот во-прос курирует Комитет по труду, инспекция по труду, прокуратура, налоговая, Роспотребнадзор, Фонд социального страхования. И чтобы организовать планомерную работу, без межведомственного взаимодействия никак не обойтись.

Ключевой вопрос

Возможно ли изменить психологию работодателя, если он привык рассматривать сотрудников как расходный материал?

Петр Тищенко: В данном случае необходимо менять психологию всех участников рынка труда. Со стороны органов исполнительной власти мы делаем все, чтобы соблюдение условий труда стало выгодным работодателю. Уже сейчас компании, которые провели модернизацию, значительно выигрывают в репутационном плане: к ним водят экскурсии, их ставят в пример. Они, в конце концов, становятся более инвестиционно привлекательными, а это уже реальные перспективы и деньги. На предприятия же, где есть нарушения, приходят с проверками надзорные ведомства, выписываются немалые штрафы. Метод кнута и пряника в данном случае работает хорошо.

В то же время большую роль в этом процессе должны играть и сами сотрудники. Соглашаясь работать с заведомым нарушением техники безопасности, люди дают карт-бланш недобросовестными руководителям. Пользуясь случаем, хотел бы призвать горожан не молчать, а жаловаться, отстаивать свои права. Ведь в конечном счете ни одна работа не стоит того, чтобы ради нее лишаться здоровья.

На правах рекламы

Санкт-Петербург Северо-Запад