В этом году гранд-дама британской массовой литературы триумфально вернулась на былые позиции. Сначала в продаже появилась пьеса "Гарри Поттер и проклятое дитя" (Роулинг в соавторстве с Джеком Торном) - о взрослом Гарри Поттере, покинувшем Хогвартс. А теперь в прокат выходит фильм Дэвида Йейтса "Фантастические твари и где они обитают". Роулинг вняла пожеланиям Warner Brothers и написала сценарий нового блокбастера, использующего вселенную Гарри Поттера.
Самого избранного мальчика в круглых очках тут нет. И быть не может: действие картины происходит в 1930 году. Однако ее главный герой Ньют Саламандер ("оскароносец" Эдди Редмейн) - также англичанин, обучавшийся в свое время в Хогвартсе, и способности его отмечал сам Дамблдор. В картине об этом говорится вскользь, но так, чтоб запомнил даже невнимательный зритель.
Все элементы вселенной Гарри Поттера на месте - персонажи при каждом удобном случае достают волшебные палочки, а носитель зла не столько персонифицирован, сколько представляет собой сгусток отрицательной черной энергии. Да и вообще кругом царит готически-целомудренная обстановка викторианской школы, даром что действие происходит в Нью-Йорке 30-х годов, а все персонажи давно вышли из пубертатного возраста.
В Америку Ньют попадает, чтобы пополнить число обитателей своего магического чемоданчика, который населен фантастическими созданиями - теми самыми тварями, вынесенными в заглавие фильма. Среди них сразу выделяется некий "нюхль", похожий на мини-утконоса с замашками вороны-клептоманки: он все время норовит сбежать и крадет все, что блестит. Из-за него, по сути, чемодан Ньюта и попал случайно к толстяку Якову Ковальски (Дэн Фоглер), а тот выпустил наружу нескольких существ. Те учиняют в Нью-Йорке форменный беспредел, который пытается пресечь местная магическая организация во главе с чернокожей женщиной-президентом.
Дальше, вполне по "гаррипоттеровскому" канону, объединившиеся герои в поисках артефакта противостоят злодею, ставшему игрушкой в руках Абсолютного зла. Но... главное не в том, что старая схема работает в новой сюжетной рамке (с чего бы вдруг ей не работать?), а в том, насколько легкое и непринужденное кино выходит у Дэвида Йейтса.
Да-да, это тот самый Йейтс, который ставил последние четыре части "Гарри Поттера", который и поле не вспашет, и борозды не испортит. То есть крепкий профессионал, не хватающий с неба звезд. В "Фантастических тварях" Йейтс вдруг обрел новое дыхание и сделал фильм, "убирающий" любую из снятых им частей "поттерианы".
"Фантастические твари" феноменально красивы. Во втором акте действие совсем останавливается, минут десять персонажи лишь бегают по лужайкам с магическими существами, - но хочется, чтобы это продолжалось и продолжалось. Тут хватает легкой иронии и, что важнее, самоиронии. К тому же фильм Йейтса оборачивается не только чистым аттракционом, но и веско высказывается по самым разным поводам - от религиозного фанатизма до политической безответственности. К финалу магистральной темой становится борьба меньшинств за свои права - но совершенно не в том кондовом изводе, которому учит "правильный" голливудский мейнстрим.
Да, в третьем акте "Фантастические твари" несколько сумбурны (может, виноват монтаж?) - но это, впрочем, не лишает картину звания одного из самых интересно сделанных и неглупых блокбастеров нынешнего года.