Старые танки до сих пор находятся в парке боевых машин гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. Они сохранили боевую функциональность, но по прямому назначению - в танковых сражениях - их, конечно, использовать не будут. Машины, о которых идет речь, принимали участие в киносъемках и военных парадах. Наверное, поизносились, пришло время их серьезного ремонта и полного технического обслуживания. Проведут их на 61-м танкоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
Т-34-85 отличались от предыдущей модели 85-мм пушкой. Это дало возможность успешно биться даже с тяжелыми немецкими "Тиграми" и "Пантерами". Они поступили в войска в начале 1944 года и принимали участие в боях на завершающем этапе войны. Но именно эта модель "тридцатьчетверки" стала символом Победы. В десятках европейских городов Т-34-85 поставили на постаменты в честь Советской армии-освободительницы.
Вне сомнения, Т-34-85 был не только лучшим средним танком Второй мировой, но и самым красивым, а также самым массовым. Т-34-85 выпускались в СССР до 1950 года, а в Чехословакии по лицензии аж до 1958 года. В общей сложности различных модификаций "тридцатьчетверок" было выпущено более 65 000.
Машина оказалась настолько удачной, что в 1950-1960 годах ее приняли на вооружение армии сорока стран мира. Она до сих пор остается в строю армий 11 государств, в том числе на Кубе. Танки успели повоевать во многих локальных войнах ХХ и даже начала ХХI века.
Они сражались в корейской войне начала 1950-х годов. В поединках с американскими танками "тридцатьчетверки" почти всегда одерживали победы. Но оказались беззащитными перед ударами авиации.
Принимали участие в уничтожении контрреволюционного десанта в районе Плайя-Хирон на Кубе в 1961 году. Причем в одной "тридцатьчетверке" находился сам Фидель Кастро.
В 1974 году во время боевых действий на Кипре один батальон в составе 32 киприотских Т-34-85 успешно противостоял турецкой армии вторжения, поддерживаемой почти двумястами танками М47/48. Активно Т-34-85 применялись в различных боестолкновениях в странах Африки. И даже во время войны в Югославии в конце ХХ века. В интернет-сети появились кадры с изображением стреляющего Т-34-85 в Йемене, снятые совсем недавно.
Официально с вооружения Российской армии Т-34-85 сняли только в 1993 году. Увы, их тут же начали массово сдавать в металлолом. К юбилейному Параду Победы в 2000 году на базах хранения с трудом удалось найти лишь девять работоспособных Т-34-85 и восемь самоходок СУ-100, созданных на их базе.
Военное ведомство наконец-то озаботилось не только сохранением, но и приведением к рабочему состоянию старой военной техники. Ведь обидно, что в далекой Новой Зеландии есть целая летающая эскадрилья советских истребителей И-16. Обломки шести этих машин нашли на территории России новозеландские предприниматели Тим Уоллис и Рэй Мэлквин в "лихие девяностые". Восстановили до рабочего состояния в Новосибирске за свой счет и вывезли к себе на родину.
А у нас летающих реплик самолетов времен Великой Отечественной всего несколько штук.
Хорошо, что не все "тридцатьчетверки" пустили на переплавку. Теперь восстановленные Т-34-85 станут непременными участниками исторических военных парадов, различных военно-патриотических инсценировок и героями исторических военных фильмов.