Ольга Крыштановская, социолог:
Такое явление, как самозанятость (об этом пишет "РГ"), может иметь и положительные, и отрицательные черты.
Мелкий и средний бизнес - это ведь тоже, по сути, самозанятость. Но со знаком "плюс". Люди открывают собственное дело, регистрируются как индивидуальные предприниматели, платят все положенные налоги и сборы. Делают то, что им нравится, да еще и получают с этого доход. Это замечательно. И замечательно то, что государство поддерживает подобные начинания. К примеру, у нас существуют так называемые "налоговые каникулы" - нулевая налоговая ставка для ИП, осуществляющих определенные виды деятельности. Существуют упрощенная и патентная системы налогообложения. То есть государство такую самозанятость приветствует.
А есть самозанятость, носящая негативный характер. В социологии применяется такое понятие, как "прекариат", в буквальном переводе обозначающее "опасный пролетариат". Все общество делится на две неравные группы: сэлариат и прекариат. Люди, относящиеся к первой категории, получают официальную зарплату и гарантированное пенсионное обеспечение, полный социальный пакет. Во всем мире их с каждым годом становится все меньше и меньше. Остаются только бюджетники, военные и госслужащие. В других же отраслях они тают на глазах.
А появляется этот самый пресловутый прекариат, который не имеет абсолютно никаких гарантий. Такие люди занимаются не столько работой, карьерой, сколько извлечением единовременной, сиюминутной выгоды. У них нет какой-то постоянной профессии, они хватаются за все подряд. Сегодня дают частные уроки, завтра пироги пекут, послезавтра недвижимостью торгуют. Они никуда не растут и попросту депрофессионализируются. Подобное явление очень опасно. По многочисленным социологическим исследованиям, самой протестной массой является как раз прекариат. Эти самозанятые - всегда самая недовольная часть общества. Но их в какой-то степени можно понять и даже пожалеть. Они не сумели найти свое место в жизни и то, чем бы им действительно хотелось заниматься.