Во всех своих книжках и лекциях я, когда говорю о проблемах воспитания, всегда обращаюсь к родителям. В первую очередь потому, что убежден: именно родители в первую очередь отвечают за то, чтобы ребенок рос образованным, умным, счастливым, наконец. История про то, что мы отдадим своего ребенка в школу, и она его воспитает - не работает по разным причинам. Поэтому как только в обществе опять вырастает интерес к школе, мне тут же хочется привлечь к разговору пап и мам.
Многие родители вздыхают: "Ну, нет у нас на детей времени". Честно скажу, не понимаю этих вздохов. Почему многим родителям искренно кажется, что даже для того, чтобы вырастить на даче помидор или картошку, нужно время, а ребенок вроде как сам по себе вырастет?
Некоторым папам я советую: впишите в свой органайзер такое ежедневное дело: общение с сыном (или дочкой). Некоторым кажется, что вот, мол, сделаю все свои дела, тогда и до ребенка руки дойдут. Не доходят... А так - может лучше организуетесь? Что хотите делайте, но найдите его. Сами по себе, без внимания, вырастают только сорняки. Вы отдаете себе отчет в том, что когда вы не тратите на свое чадо ни времени, ни сил, он вырастает сорняком?
Чего более всего не хватает современному школьнику? На мой взгляд, человеческого отношения. Обратите внимание: практически все изменения в школе происходят без учета мнения школьников. Парадоксальная ситуация, не так ли? Взрослые решают за детей, как им будет лучше.
Не только в России, но и во многих странах мира укрепилась философия, что ребенок - это не человек, а некое существо, которое позже станет человеком. Между тем дети - это люди. Они не готовятся к жизни, но уже живут. Здесь и сейчас страдают, радуются, негодуют, мучаются...
Когда родители ругают человека за двойку, он страдает ничуть не меньше, чем, скажем, его папа, которого ругает начальник. Но почему-то детские переживания нам кажутся несерьезными. Хотя подчас именно они оказывают решающее влияние на всю человеческую жизнь.
Родители должны видеть в своем чаде не объект для воспитания, а живого мятущегося человека. Такой взгляд - это главная защита ребенка.
Ко мне на консультацию приходят родители, у которых потерян контакт с собственными детьми. Очень часто я спрашиваю их: "А вы знакомы с собственным ребенком? Вы знаете, какие проблемы его мучают? Вам известно, о чем он думает, чем тревожится? С кем дружит? Чем интересуется?" Увы, нередко у родителей нет ответа на эти вопросы.
Неприятная тенденция последнего времени: все чаще родители задают вопрос: "Я не знаю, о чем говорить со своим сыном или дочкой". Представляете? Как такое может быть? Запросто, если в сыне или дочке не видеть человека, не видеть личности. С объектом для воспитания общаться невозможно, а с личностью, наоборот, невозможно не общаться.
Нашим детям категорически не хватает общения. И не стоит кивать на Интернет - мол, им там интереснее. Им там интереснее, когда ни в школе, ни дома их не замечают. Куда ж им еще деваться?
Например, родители боятся говорить детям о своих проблемах. Но откуда же ребенок будет знать, что надо делиться с близкими своими вопросами, если близкие этого не делают?
Сегодня снова заговорили о необходимости профориентации в школе. Очень правильно. Но в той ситуации, которая существует сейчас, именно родители должны помочь найти ребенку свое призвание.
Что такое призвание? Это желание, невероятное стремление делать что-то. Вот главный критерий. Не деньги, которые потенциально будут зарабатываться, а именно - желание. И именно родители должны помочь ребенку его разглядеть.
Великий педагог прошлого Иоганн Генрих Песталоцци придумал свой метод воспитания и обучения, который назвал "метод природосоответствия". Он считал, что ребенка надо учить не тому, что представляется важным нам, взрослым. А тому, к чему у него самого лежит душа. Задача разглядеть это и развить. И тогда наступает - не побоюсь этого слова - счастье.
Ребенок, который обрел призвание, принципиально отличается от того, у кого не получилось это сделать. Например, перед ним не стоит пресловутая проблема оторваться от компьютера - у него просто нет времени, он занят любимым делом. Он уважает себя потому, что при деле. Ему интересно жить.
К слову сказать, Песталоцци считал, что человек должен обрести призвание - внимание! - в пять-семь лет. Ну, хорошо. В десять. В двенадцать. Но не в шестнадцать, когда школьник вместе с родителями выбирает не призвание, а вуз. Родители отдают себе отчет в том, что если ребенок, оканчивая школу, не знает, чем ему заняться, - он вырастает в несчастного человека? И разве тот факт, что вокруг немало таких людей, оправдывает тот факт, что наше конкретное чадо не будет счастливо?
Задайте себе простой вопрос: часто ли вы сосредотачиваетесь на собственном чаде? Думаете о нем? Тратите свое время на него? Нет никого, кто мог бы проверить ваш ответ. Кроме самого ребенка. То, каким он вырастет, и будет ответом на эти важнейшие вопросы.