27.11.2016 22:38
Культура

В Петербурге прошел международный фестиваль искусств "Дягилев PS"

Седьмой международный фестиваль искусств "Дягилев PS" собрал программу по принципу "Удиви меня"
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (7137) Российская газета - Столичный выпуск: №269 (7137)
Три совершенно разные компании стали основой фестиваля: Балле Бежар Лозанн, Белый театр танца из Польши и труппа Екатеринбургского театра оперы и балета. Но международный фестиваль искусств жив не балетом единым: "Дягилев PS" ориентируется на человека-оркестра, чье имя носит, и поскольку легендарный Серж собирал вокруг себя людей из разных видов искусства, фестиваль старается не отставать.
Читать на сайте RG.RU
Российские хореографы открыли китайским артистам тайны балета

На нынешнем открылись три выставки: посвященная балетам Бежара фотографа Франсуа Паолини, "Застывшеее движение" заболевшей экспериментальным танцем еще в 1973 году Луис Гринфилд, раритетная "Немеркнущие звезды. Труппа полковника де Базиля" о наследующей Balle Russes Дягилева компании Василия Григорьевича Воскресенского, больше известной в мире, чем в России. Но удивила больше всего выставка "ОбличьЯ. Больше, чем реальность", где маски этнографического музея смотрелись истоками причудливо разрисованных лиц Бурлюка и компании, и еще более причудливыми ностальгически радостными инсталляциями Андрея Бартенева, ради которых в Шереметьевском дворце вздыбился паркет.

К финалу фестиваля приурочили российскую премьеру вышедшего во Франции фильма "Полина" Анжелена Прельжокажа. А на "круглом столе" и на научной конференции изучали тему, равно актуальную век назад при Дягилеве и сейчас: "Скандал как инструмент PR".

Балле Бежар Лозанн не повторил программу, неделю назад показанную на фестивале "Context. Диана Вишнева". Бежаровцы для начала показали свою самую любимую в России классику - балет "Бхакти". Тот самый, где пара индийских богов красиво совокупляется в отточенных индийским танцем балетных па, взорвавший Москву в конце шестидесятых и получивший оду в тогдашнем журнале "Театр" от храброй Майи Плисецкой.

"Чудесный мандарин" на непростую музыку Белы Бартока поразил умением Бежара делать с помощью танца настоящие киноистории. Путаный сюжет с крупной крошкой всякой всячины - тут и китайский император с сыплющимся на голову "прахом времени", и витальный маоист, и эстетика криминальной окраины большого европейского города с проституткой, сутенером и неизбежным ножом - выстраивается в историю, от которой невозможно оторваться. За прошедшие со дня постановки четверть века появлялись спектакли и жестче, и изощреннее, но крепкая конструкция Бежара захватывает даже испорченного клиповой эстетикой зрителя. Краткий "Этюд для дамы с камелиями" на музыку Шопена и Чилеа выглядит будто постановщик и не Бежар вовсе, а неведомый романтик, ностальгирующий по началу ХХ века. Изысканная Элизабет Рос с партнерами плетет в нехитром танце психологические кружева, за которыми видится классическое "Видение розы" антрепризы Дягилева.

Если бы Дягилев приглядывал за происходящим с небес, он бы порадовался
В петербургском театре поставят балет "Солярис"

Основательница и худрук Белого театра танца Изадора Вайс, милая и почти робкая в общении полька, на сцене мечет молнии и рвет страсти. Выбор представленных на фестиваль спектаклей обещал потрясения на литературной основе - давали "Федру" на музыку Малера, "Девушку и смерть" на музыку Шуберта, "Тристана и Изольду" на музыку Джонни Гринвуда и Кшиштофа Пендерецкого, лично приехавшего на фестиваль. Театр оказался энергичным и не очень взрослым: "женские истории" выглядели внятно, но махина "Тристана и Изольды" утонула в необъяснимых подробностях и ложных финалах.

А вот юбилейному году Прокофьева "Дягилев PS" отдал почести сполна. Сначала "Ромео и Джульетту" в Большом зале санкт-петербургской филармонии исполнил усиленный дополнительным составом оркестр Musica Aeterna с залюбленным Теодором Курентзисом за пультом. А пару днями позже свою версию представили Вячеслав Самодуров и труппа Екатеринбургского театра оперы и балета. Заказанный Самодурову Королевским балетом Фландрии три года назад "Ромео..." получился задиристым, грубоватым, искренним. Несколько эпизодов, включая драку на площади, обдуманно нескладный дуэт Джульетты с Парисом и сцену на балконе, были даже хороши, разве что напрасно порхающий от любви Ромео вдруг пустился вприсядку. Среди заражавших энергией артистов особенно выделялся живчик Меркуцио. Если бы Дягилев приглядывал за происходящим с небес, он бы порадовался.

Танец