Испытать новую дорогу на прочность довелось жителям частных домов по улице Маяковского. Она стала первым объектом в жилом секторе, который построил Староцементный завод (СЦЗ). Если покрытие успешно переживет зиму, городские власти планируют взять технологию на вооружение и от эксперимента перейти к ее широкому внедрению.
- Раньше мы строили два вида дорог - с грунтощебеночным или асфальтовым покрытием. Первое в несколько раз дешевле, но нестойкое, второе - очень дорогое по меркам муниципального бюджета. Технология, предложенная СЦЗ, занимает среднюю позицию по цене, при этом декларируется ее стойкость в течение 20 годичных циклов, поэтому мы решили попробовать, - говорит глава Сухого Лога Станислав Суханов. - Если покрытие дороги поведет себя хорошо, мы планируем постепенно перевести на эту технологию все улицы частного сектора. А потом, по мере появления в бюджете средств, станем их асфальтировать.
Надо сказать, что мэр не вдруг решил рискнуть, а предварительно изучил, осмотрел и пощупал технологические дороги, которые построены на территории самого Староцементного завода. Увиденным удовлетворен: покрытие выдержало и морозы, и дожди, и тяжелую технику - автопоезда весом до 60 тонн.
Как рассказал директор предприятия Эдуард Глызин, заводчане обкатывают эту технологию уже около трех лет. За границей она используется давно и успешно, а в России пока исключительно редко. Поскольку СЦЗ работает со всеми компонентами - песком, цементом, стабилизирующими добавками, имеет необходимые производственные линии, прилично оснащенную и укомплектованную классными специалистами лабораторию, подумали, а почему бы не запустить новое направление бизнеса...
По мнению Глызина, оно весьма перспективно, особенно для небольших городков и поселков, где до сих пор половина улиц без твердого покрытия. Как объяснил заместитель главного инженера СЦЗ Вадим Зотов, годится практически любой местный грунт. Сначала бульдозер снимает почвенно-растительный слой, следом идет специальный беспылевой комплекс, который перемешивает грунт со стабилизатором и увлажняет. Укрепленный таким образом слой можно использовать и как основание под асфальт, и как самостоятельную дорогу - она на порядок прочнее грунтовки. Но самый большой плюс, особенно в сегодняшних финансовых условиях, - это цена: поскольку не требуется укладка толстой "подушки" из скальных материалов, значительно ускоряется строительство и экономятся бюджетные деньги. Да и не только бюджетные. Например, таким способом можно замостить стройплощадку, решив проблему грязи. А перед заселением дома просто уложить асфальт на уже готовое основание.
Предложениями СЦЗ одними из первых заинтересовались нефтяники и газодобытчики. Строительство надежных всесезонных дорог и подъездов к кустам скважин в условиях Севера - технологически сложная и дорогостоящая задача, а тут нашелся способ упростить и удешевить ее решение
Специально для северных партнеров сухоложцы отобрали для исследований пробы грунта: теперь в заводской лаборатории будут составлять индивидуальный "рецепт" для каждой будущей дороги. Впрочем, это обычный алгоритм: добавки к цементу подбирают в зависимости от вида почвы, климата и условий эксплуатации - дозировка рассчитывается буквально до граммов. Перестроить производственную линию на выпуск нового стабилизатора можно в течение одной рабочей смены.
Варьируется и толщина дорожного основания: скажем, при строительстве проезда к коллективному саду достаточно 10 сантиметров укрепленного слоя, ну а дорога с большой нагрузкой потребует 30-40-сантиметровой толщины. К слову, приглашенные СЦЗ эксперты из УралДорНИИ, лаборатории областного управления автомобильных дорог подтвердили: качество дорожного основания соответствует всем стандартам.
- Технология нами отработана, можно запускать массовое производство. И я очень надеюсь, что в следующем дорожном сезоне на сотрудничество с нами решатся не только главы Сухого Лога и Богдановича, но и других муниципалитетов Свердловской области, - говорит Эдуард Глызин.