Сейчас в мире живет 38,8 миллиона ВИЧ-инфицированных. Меньше их не становится, в том числе и в нашей стране. Этот процесс необходимо остановить. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в июне нынешнего года обозначила срок прекращения эпидемии СПИДа к 2030 году. Такое реально? Об этом беседа с академиком РАН Геннадием Онищенко.
Геннадий Григорьевич, борьба с ВИЧ-СПИДом всегда была в центре вашего внимания. Помню "посиделки" в вашем кабинете, когда вы собирали ВИЧ-инфицированных, обсуждали, как идет их лечение, как им жить среди нас, не чувствуя себя изгоями. Как не попасть в ВИЧ-беду, как избежать заражения? Эти проблемы, похоже, и сейчас актуальны. Хотя от самого слова "СПИД" теперь не шарахаются. Привыкли?
Геннадий Онищенко: Общественная острота притупилась, так уж мы устроены. Тем более что есть успехи в понимании природы этой инфекции. Здравоохранение располагает средствами ее лечения, отработаны алгоритмы профилактики. Все это позволяет говорить о возможной социализации этой значительной группы общества.
Что значит социализации?
Геннадий Онищенко: Значит, что ВИЧ-инфицированные могут жить полноценной жизнью: учиться, работать, создавать семьи, иметь здоровых детей. И продолжительность их жизни фактически не отличается от общих показателей.
Радужная картина. И это на фоне роста заболеваемости, на фоне того, что есть регионы, в том числе и в нашей стране, в которых речь идет не просто о росте, а об эпидемии ВИЧ... Откуда ваш оптимизм?
Геннадий Онищенко: За благостными словами, повторюсь, - огромная работа и огромные государственные затраты. Ведь чтобы ВИЧ-инфицированные жили полноценной жизнью, они должны постоянно принимать дорогостоящие лекарства. И эти лекарства всегда должны быть доступны. Сейчас в России постоянно получают лекарственную терапию около 300 тысяч человек. Эта цифра обязательно должна и будет увеличиваться.
Несмотря на кризис, прочие препятствия?
Геннадий Онищенко: Несмотря! Более того, государство должно реализовать программу более раннего начала лечения ВИЧ.
Объясните! Выходит, лечение ВИЧ начинается не с той минуты, когда болезнь обнаружена? Такое возможно? Мы же постоянно говорим о том, что любое заболевание нужно немедленно начинать лечить. А ВИЧ - заболевание - хуже не бывает...
Геннадий Онищенко: ВИЧ - инфекция хроническая. Как при любом хроническом заболевании, очень важен момент начала лечения. Международная и национальная практика состоит в том, что лечение ВИЧ начинается при определенных показателях вирусной нагрузки и напряженности иммунитета. Накопленный опыт показывает: эти показатели следует пересмотреть в сторону снижения.
Это самое главное на сегодняшний день?
Геннадий Онищенко: Это даже не половина того, что нужно сделать, чтобы остановить ВИЧ. Правительством утверждена Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции. Она предусматривает информирование населения о путях распространения инфекции, о важности и доступности тестирования на ВИЧ и так далее. Вот и в связи с Днем борьбы с ВИЧ по всей стране прошли и проходят сейчас, на первый взгляд, простые, но чрезвычайно важные акции. Например, добровольное анонимное тестирование в мобильных и стационарных клиниках. Или проведение Всероссийского урока для школьников "День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа"... Иначе никак нельзя. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции по-прежнему напряженная. По данным оперативного мониторинга по состоянию на 30.09.2016 в Российской Федерации зарегистрировано 1 087 339 случаев ВИЧ-инфекции среди россиян. В том числе 75 962 новых случая за 9 месяцев нынешнего года. То есть рост на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Высокая пораженность ВИЧ-инфекцией - более 0,5% от всей популяции - зарегистрирована в 28 наиболее крупных и экономически успешных регионах, где проживает 44,6% населения страны.
Принято, что почти у каждого более или менее значимого заболевания есть свой международный день. К нему всегда приурочено немало всяких полезных, а порой и не очень полезных мероприятий. Но, согласитесь, один день в год погоды не делает.
Геннадий Онищенко: Соглашусь. Тем более что такие задачи и не ставятся. У "дня борьбы" другая и, на мой взгляд, важная цель. Государственные деятели, политики, врачи, сами граждане должны дать оценку сделанному и сами определить программу дальнейших общих действий. Это некий обязательный контроль, без которого никак нельзя. Потому такие дни необходимы. Вот и сегодня каждый из нас, именно каждый, должен ответить на поставленный этим днем девиз: лично я за профилактику ВИЧ? Чтобы не впасть в заблуждение, будто ВИЧ лично меня (вас, их) не касается. Только объединившись всем миром можно остановить беду.