Первый открытый фестиваль документального кино "Россия" прошел в тогда еще Свердловске в 1988 году, был он всесоюзным, и зрители выносили витрины Дворца молодежи, чтобы попасть в битком набитый зал и увидеть фильмы, которые с неслыханной дерзостью ниспровергали основы. Потом страны и города под таким названием не стало, но российский фестиваль неигрового кино обосновался в Екатеринбурге. Дебютанты и мэтры из года в год привозят сюда свои картины, твердо зная, что такого требовательного, заинтересованного и понимающего зрителя больше нигде нет.
Фестиваль всегда проходит одновременно на нескольких площадках Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Новоуральска, вход для зрителей - это принципиально - всегда был и остается бесплатным.
В этом году фестиваль прошел в Екатеринбурге уже в двадцать седьмой раз. Тридцать три картины, отобранные из трехсот пятидесяти заявок, соревновались за шесть главных призов - фигурки Музы кино на колесе Истории. Но лучшие образцы документального кино привлекают тем, что рассматривают историю не как хронику событий, войн, столкновений, конфликтов, а как эпизоды и факты из жизни отдельного человека. И когда в крохотной капле отражается огромная история - это поражает и восхищает. Военные летчики, совершившие свой гражданский и человеческий выбор в Крыму; юная выпускница пединститута, делающая открытия вместе со своими первыми учениками; японская танцовщица, приехавшая в Россию, чтобы стать русской балериной; американец, поднимающий сельское хозяйство в российской глубинке… По словам председателя жюри режиссера Сергея Урсуляка, это и есть герои нашего времени, "люди, честно выполняющие свою работу в антисанитарных условиях, потому что стерильных им никто создавать не собирается".
Второй фестиваль ворвался в Екатеринбург неожиданно, захлестнул волнами информации, встреч, кинопоказов. Первый Уральский открытый фестиваль российского кино за неделю показов удивил размахом: 93 фильма, 32 тысячи зрителей, неизменный аншлаг в девяти больших кинотеатрах мегаполиса и залах Нижнего Тагила, Первоуральска, Каменска-Уральского, Асбеста, Верхней Пышмы, Красноуфимска. Трансляция церемонии открытия и закрытия в Интернете, специальные программы о фестивале на телевидении Гонконга, коллекционная открытка, выпущенная Почтой России ко дню рождения нового кинофорума. А главное - настоящий "звездопад", ведь встретиться со зрителями приехали Владимир Меньшов, Инна Чурикова и Глеб Панфилов, Сергей Соловьев, Сергей Безруков, Михаил Ефремов.
Задача фестиваля, по словам его организаторов, познакомить зрителя с фильмами, обойденными вниманием кинопрокатчиков и незаслуженно ставшими "невидимками". Это и премьерные картины, и не вышедшие к зрителю фильмы знаменитого Владимира Мотыля, и шедевры этнического кино России, практически неизвестного широкому зрителю, и нелюбимые прокатом короткометражки, и оцифрованные, то есть практически заново рожденные, шедевры "Мать" и "Сталкер".
Первый блин вышел не комом. Авторитетные знаменитости наперебой состязались в комплиментах.
- Екатеринбург - это город, который всегда имеет собственное мнение, город с богатой историей в кинематографе. Я думаю, правильно, что столица Урала теперь проводит свой кинофестиваль. Должен выйти Каменный цветок у Данилы-мастера! - считает актер и театральный режиссер Михаил Ефремов.
Сказал свое веское слово и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, пообещав, что в 2017 году второму фестивалю - быть.
Владимир Меньшов, актер, режиссер, председатель жюри первого Уральского открытого фестиваля российского кино:
- На Урале образовывается вторая культурная столица после Питера. Видимо, здесь культурная почва очень хорошо взрыхлена. И я уверен, это деревце - Первый Уральский открытый фестиваль российского кино- примется.