01.12.2016 20:58
Культура

Иличевский: За рассказы в последние десятилетия перестали платить

Финалист "Большой книги" Александр Иличевский пришел "справа налево"
Текст:  Клариса Пульсон
Российская газета - Федеральный выпуск: №274 (7142) Российская газета - Столичный выпуск: №274 (7142)
Лауреат "Большой книги" и "Русского Букера" Александр Иличевский в нынешнем году вошел в короткий список не с романом, а со сборником прозы, которую принято называть "малой". Зато темы книги "Справа налево" - самые важные: время, память, бытие человека в пространстве и времени...
Читать на сайте RG.RU

Чем "справа налево" как взгляд на реальность, как способ выражения принципиально отличается от "слева направо"?

Александр Иличевский: Главные приемы - солнце, воздух, море, горы, две совершенно разные, но одинаково прекрасные пустыни. Кстати, справа налево в Северном полушарии обычно движется солнце - здесь оно встает над Иерусалимскими горами и исчезает в морской пучине.

Водолазкин: Я пытаюсь в "Авиаторе" сделать читателя соавтором

От вас привычно ждут нового романа, а тут "Зрение", "Слух", "Осязание", "Обоняние", "Вкус"... - воспоминания, размышления, почему?

Александр Иличевский: При всей катастрофичности существования, болевых ощущениях или счастливых, человек - сущность иллюзорная, если он - его сознание - не обращено к миру во всей полноте. Впрочем, и сам мир не менее призрачен, если в него не включено сознание. Так что существование в целом актуально только в усилии восприятия, покуда оно длится, покуда на него хватает жизненных соков, умения думать и наблюдать.

"Справа налево" представляется лирическим портретом автора, даже своего рода психоанализом, поиском ответов, причин, мотивов - это верное впечатление?

Александр Иличевский: Конечно, так же и мир невозможен без сознания и потому несет на себе его оттиск. И наоборот - сознание не способно к выделенному существованию. Без прикосновения мира оно не существует. Кстати, вот почему сомнительно любое отшельничество, бегство вообще. Я не имею в виду отстранение - не отдалившись, не выйдя из плоскости листа, невозможно ничего на нем написать. Роман - это новый мир, новая вселенная, с помощью которой можно осуществить исследование реальности или хотя бы извлечь ее из небытия. Помните "Инфанту" Веласкеса? Роман - это в определенном смысле автопортрет художника, выполненный в то время, когда он изображает мир. Это такой кентавр личности и мира, не существующих по отдельности, но обретающих бытие, оплодотворяющих друг друга с помощью слов, красок.

Писателями становятся по принципу: охота пуще неволи. Иначе этим гиблым делом никто бы не стал заниматься

Для вас одинаково органичны и рассказы, и романы, но вот издатели все-таки традиционно предпочитают крупную форму, потому что она более востребована на рынке. Как думаете, мода на рассказы вернется?

Александр Иличевский: Это болезненная проблема. За рассказы в последние десятилетия перестали платить. Вероятно, потому, что к роману можно вернуться, а рассказ приходится прочитывать за один присест, иначе он теряет динамику читательского восприятия. Происходит это от обмельчания культуры чтения - таков процесс преобладания зрительного способа передачи информации. Но хорошая новость в том, что теперь и за романы перестали платить. Текст вообще перестал быть собственностью и стал относиться к категории несобственности. То есть к той категории товаров, охрана прав на которые дороже их самих. Профессия "писателя" стала номинальной, потому что так называют себя люди, ставшие медиафигурами, по инерции, потому что забавно слыть "писателем".

Борис Екимов: Народы уходят, а литература их остается

"Взрослость - это как минимум молчание, обращенное к большинству", - как молчание, пусть оно даже и элемент взрослости, соотносится с жизнью писателя?

Александр Иличевский: Молчание - это серьезное дело, тут большая философия может возникнуть, в том числе и философия исихазма. Я лично к молчанию отношусь по правилу: "о том, что нельзя выразить ясно, следует молчать".

Несколько лет назад вы резко изменили жизнь - где сейчас Александр Иличевский, чем занимается, о чем тревожится?

Александр Иличевский: Живу я сейчас в Израиле и увлеченно работаю в физической лаборатории университетской клиники в Иерусалиме.

В интервью Андрей Битов сказал: "Писательство - это просто неспособность ни к чему. Если ты ни к чему не способен, стань писателем". Это эпатаж или?..

Александр Иличевский: Не знаю, что это. Писателями становятся по принципу: охота пуще неволи. Иначе этим гиблым делом никто бы не стал заниматься.

Литература