В парке Царицыно - ты как не в Москве. Большой дворец, замком высящийся над прудом, фигурный мост с башнями, баженовский Малый дворец с вензелем Екатерины II на фигурном парапете... Готический рыцарский пейзаж, да и только.
Именно Малый дворец и был выбран Сергеем Хачатуровым, куратором и доцентом истфака МГУ, для его размышлений о готике в современном искусстве. Размышления воплотились в выставке "Ожившая пьеса императрицы", в которой друг друга дополняют артефакты екатерининской эпохи и произведения современных российских художников.
"Чесменский дворец" - это пьеса, начатая Екатериной II, точнее, ее фрагменты, царственной рукой набросанные диалоги между... портретами императрицы Елизаветы и Александра Невского, Петра I, Людовика и им подобных. Она и стала основой выставки, определив ее название.
Античный жанр "диалогов в царстве мертвых", хорошо знакомый образованной царице, на стенах главного зала дворца воспроизведен в поп-артовских черно-белых, собранных из пластика и металла, сатирических портретах монарших особ. Так прочли их "высокие отношения", переходящие в пьесе в ругань (Фридрих в реплике на портрете смеется над бородой Александра Невского, тот чуть ли не мечом в ответ машет), Политов & Белова, пара художников, на все смотрящие с ухмылкой.
Под карикатурой на герцогиню Пармскую - лошадь из белого папье-маше, на которой герцогиня в пьесе собралась на бал. Скульптор Егор Плотников, прочтя пьесу, с полным на то основанием театрализовал и буквализировал исторический контекст. Петр II жалуется Анне I на Меншикова, растранжирившего деньги на его коронацию - и вот они, тут и там расставленные по залам белые гренадеры, освещавшие его коронацию факелами вместо люстр. Посреди зала - ширма цветов Георгиевской ленты, за которую заглядывает белый солдатик-инвалид, подслушивавший монаршие разговоры, обходишь ширму - и открывается широкая, на холсте, панорама, выписанное Евгенией Буравлевой Царицыно. Перед ним - лодка с Королем Неаполитанским, отпущенным Королевой поохотиться...
Выставка-перформанс открылась в канун новогодних каникул, и, по мысли Сергея Хачатурова, каждый сможет в ней выбрать свой праздник.
Одни зрители - у монитора слушают чтение пьесы актером "Гоголь-центра" Филом Авдеевым, детей не оторвать от солдатиков и "волшебного фонаря", любимой забавы XVIII века в инсталляции Политова & Беловой. А в образовательной программе выставки от доцента Хачатурова - лекции о русской готике, спектакли от Дмитрия Брусникина и "Гоголь-центра".