"Я всегда хотел дать моему сыну детство, полное свободы и радости. А это возможно только там, где ты можешь бегать и играть на холмах, в лесах и на берегу ручья, - говорит У, который увлечен миром насекомых. Каждые выходные с тех пор, как его сыну Цици исполнилось 3 года, они вдвоем направляются на природу, чтобы поохотиться на бабочек, порхающих над цветами. С тех пор У собрал сотни разных видов бабочек, их коллекция выставлена в витрине его дома. В результате походов с отцом застенчивый малыш стал более общительным и активным.
"Эти походы помогли моему сыну стать более наблюдательным, узнавать о новых формах жизни, окружающих нас, и выражать свое исключительное понимание природы", - говорит У, который теперь работает учителем естествознания в начальной школе.
Эксперты по образованию говорят, что дети, которые растут ближе к природе, более активны в самообучении и проявляют больше творчества.
Так, 11-летний ученик начальной школы Шицзиншань Иньхе в Пекине Ван Цинши принял участие в заключительном этапе конкурса Global Natural History Day 2016, который проходил в Шанхае. Он представил свои методы распределения насекомых по видам и семействам и завоевал первый приз. Цинши увлекся исследованием различных форм ног насекомых после того, как ножка цикады застряла в ткани его футболки примерно год назад. Он провел большую часть своего свободного времени, вместе с другом ловя сотни насекомых в Пекине, фотографируя и документируя различия между их конечностями. Он классифицировал их по четырем категориям на основе их формы: двойной крючок, одиночный крючок, в виде палочки и крючка с присоской. Цинши даже нарисовал все эти формы, описал, где и когда он поймал каждое насекомое, и создал интерактивные презентации, чтобы показать людям, как они могут узнавать насекомых по различным формам ног.
"Я изучил эти особенности насекомых, о которых не говорится в школьных учебниках, и начал самостоятельно проводить исследования, чтобы познавать природу творчески, - сказал Цинши, который хочет стать энтомологом.
Его наставник Чэнь Хунчэн, преподаватель пекинской школы Юйцай, говорит, что молодым людям важно уделить больше внимания окружающему их миру. "Китайские родители теперь прилагают больше усилий, чтобы познакомить своих детей с природой, где они развивают свое любопытство и воображение, а не только беспокоятся о результатах экзаменов".
Еще два участника конкурса - Чжан И и Ян Цзияо - представили результаты своих исследований о птицах. Они учатся в четвертом классе начальной школы, которая сотрудничает с Юго-Западным университетом в Чунцине.
"Птицы - наши друзья, - говорит Цзияо, который заинтересовался жизнью пернатых после поездки в парк птиц год назад. - Я хочу исследовать, как мы можем помочь им жить и размножаться в природе с наименьшим риском". Начиная с той поездки, Цзияо и его одноклассник И с большим интересом наблюдали за птицами и их взаимоотношениями с людьми. Оба ученика пришли к выводу, что необходимо создать комфортную экосистему для птиц, управляя их популяцией и сажая больше деревьев для их обитания. Друзья планируют принять участие в конкурсе и в следующем году. "Я расширил свои знания о птицах, узнал, как лучше выражать свои мысли и как работать в команде с теми, у кого есть такой же интерес", - рассказал И.
Тайваньский экодизайнер Хуан Ифэн является еще одним сторонником привлечения молодых людей из классов и жилых кварталов в парки, ботанические сады и зоопарки, где они могут увидеть и почувствовать природу. Для поддержки этого благого дела он в 2013 году основал в Шанхае компанию "Природные забавы". Она помогает организовывать занятия на открытом воздухе для родителей и детей в возрасте от 6 до 11 лет. "Все больше китайских детей растут в городах далеко от мира природы, поэтому немногие в состоянии назвать виды насекомых, цветов или рассказать о различиях между овощами", - считает он. Занятия проходят один или два раза в месяц в городских парках, ботанических садах и зоопарках. Около 20 семей принимают участие в каждой из поездок, которые проводят Хуан и его команда, собирая листья, слушая чириканье птиц и наблюдая за насекомыми.
Каждая такая поездка отличается темами: в одной акцент делают на наблюдении за насекомыми, в другой - за птицами и т.д. Прежде чем группа отправится в поездку, Хуан проводит короткую вводную лекцию по ее теме. "Я рассказываю и показываю детям игрушки ручной работы и другие реквизиты, чтобы заинтересовать их темой во время этой разминки", - говорит Хуан.
Во время летних каникул он организует в сельской местности исследовательские лагеря, в которых дети могут находиться до недели. "Я просто работаю для этих прекрасных детей, чтобы помочь развить их таланты и показать им красоту в повседневной жизни", - говорит он.