Себя накормили
Сегодня регионы с развитым аграрным комплексом практически полностью обеспечивают себя продовольствием. К примеру, Курскую область, которая еще 15 лет назад не впечатляла успехами сельского хозяйства, сейчас можно назвать настоящей российской житницей. Нынешний урожай зерновых - лучший за всю историю области - 4,8 миллиона тонн. Производство сахарной свеклы достигло 5,5 миллиона тонн. Собрано 900 тысяч тонн картофеля, 10 тысяч тонн тепличных овощей, что в 1,5 раза больше прошлогоднего, а также 45 тысяч тонн плодово-ягодной продукции - в два раза больше, чем в минувшем году. В целом валовой объем продукции сельского хозяйства по итогам нынешнего года должен достичь 130 миллиардов рублей.
Такова и общероссийская тенденция
- По овощам мы приближаемся к 90 процентам обеспеченности, по фруктам - к 40 процентам, - отметил глава минсельхоза РФ Александр Ткачев, побывавший недавно в Курской области. При этом он акцентировал внимание именно на зерновых культурах. - Как правило, в структуре АПК лидируют предприятия с площадями в тысячу или две гектаров, хорошо оснащенные, результаты впечатляют: урожайность превышает 50 центнеров с гектара.
Министр подчеркнул, что регионы, которые только начали заниматься развитием АПК, во многом проигрывают. Значительная часть рынка уже занята теми, кто начал работать на нем раньше.
- Вот и подумайте: у кого-то два миллиона гектаров земли, а у кого-то и 500 нет, - добавил он. - И догнать теперь очень сложно: потому что работает множество факторов, конкуренция жестче, а кредиты и спрос на продукцию - другие. В общем, кто не успел, тот опоздал.
И представители региональной власти, и бизнесмены признают: хоть и вкладывать в АПК, как и прежде, рискованно, отрасль становится все привлекательнее. Важно лишь найти собственную нишу и, конечно, получить поддержку от государства.
Другая арифметика
В профильном министерстве сегодня много говорят о новых мерах стимулирования сельского хозяйства. К примеру, популярную погектарную субсидию там назвали не очень-то эффективной.
- В настоящее время так называемая несвязанная поддержка составляет примерно 300 рублей на гектар, и это буквально крохи, за которыми некоторые фермеры, имея мало земли, попросту даже не приходят, - отмечает Александр Ткачев. - Но, чтобы развиваться, необходимы средства, поэтому мы считаем, что лучше дать денег на инвестиционные кредиты, при этом короткие.
Поэтому в минсельхозе разработали новую систему господдержки. Согласно ей, льготное кредитование агропромышленных предприятий предусматривает гарантированное погашение ключевой ставки - то есть кредит изначально будет стоить инвестору на 10 процентов меньше. Осталось проработать этот механизм с самими банками. Впрочем, по словам министра, они тоже должны быть заинтересованы в этом: спрос на кредитные ресурсы в таком случае станет гораздо выше.
Подобное финансирование получат самые необходимые для развития агропромышленного комплекса проекты. В приоритетах - закладка садов, создание тепличных комплексов, семеноводство, селекция, а также формирование логистических сетей для распространения местной продукции. Александр Ткачев подчеркивает - последняя отрасль должна представлять собой уникальную систему сбыта, создать которую нереально без участия региональных властей.
Возможно, во многом поэтому полномочия регионов в части поддержки АПК решили расширить. С будущего года большая часть субсидий будет предоставляться регионам напрямую. Почему так? Ответ прост. У каждого субъекта могут быть свои приоритеты: где-то это оленеводство, где-то - птицеводство, производство ягод или фруктов. На местах должны самостоятельно принимать решения - какую отрасль поддерживать.
Директор департамента экономики и государственной поддержки АПК минсельхоза РФ Наталия Чернецова добавляет: единая субсидия будет зависеть от ряда факторов. Больше получат те, кто уже развивает ту или иную отрасль. Иначе говоря, сам старается.
- На долю субъекта в единой субсидии повлияют площадь пашни, объем валовой продукции, уровень развития малых форм хозяйствования, - перечисляет она. - Кстати, малым предприятиям увеличивается грантовая поддержка - она вырастет до трех миллионов рублей. У регионов также будет право перераспределять средства.
Дьявол в мелочах
По словам участников рынка, новым игрокам сегодня не только важно учиться на ошибках конкурентов и не повторять их, но и в какой-то степени "предсказывать будущее", ориентируясь и на экспорт.
Только вот развиваться получается не всегда: порой перед теми же производителями зерна возникают совершенно неожиданные барьеры. Так, председатель курской фермерской ассоциации Юрий Подтуркин приводит банальный пример: в некоторых муниципалитетах стали закрываться офисы банков, услуги которых пользовались спросом у крестьян.
- Нам рассказывают о новых технологиях, позволяющих работать удаленно, но не всегда эти схемы применимы в сельском хозяйстве, - говорит он. - Нужны специалисты на местах, которые могут лично увидеть и потенциал заемщиков, и перспективу проектов.
По мнению Подтуркина, при производстве зерна роль курских фермеров не стоит недооценивать; урожайность на их полях порой превышает показатели крупных агрохолдингов, несмотря на оснащенность последних техникой и применение ими современных технологий.
Еще одна проблема - повышенная кислотность земель. Механизма, который бы позволил сформировать систему раскисления, в регионе пока не сформировали. И, по словам Подтуркина, дело не столько в финансировании, сколько в нормах обращения с землей. Он уверен, что обязанность фермера раскислять почву необходимо прописать и четко утвердить всю систему этой работы. Позаботившись о плодородии земли, можно будет и об экспорте зерна подумать.
Генеральный директор одной из курских аграрных компаний Олег Кананыхин обращает внимание на проблемы с выходом на мировой рынок. Он подчеркивает: для того чтобы российское зерно попало за границу, нужно убрать барьеры, прежде всего внутри страны.
- Обнуление пошлин на экспорт пшеницы - очень действенный механизм, - считает он. - Это позволяет стабилизировать производство данной культуры. Урожайность ее на наших полях сегодня составляет 56 центнеров с гектара, урожайность кукурузы - 126 центнеров.
Предприятие Кананыхина, несмотря на удаленность от морских портов, все же не отказывается от поставок за границу. Однако и тут есть совершенно не зависящее от аграриев препятствие: тарифы на железнодорожные перевозки.
- Логистические издержки - наша большая проблема, - не скрывает глава компании. - В большинстве стран железнодорожный транспорт гарантирует высокую скорость доставки за приемлемую цену. Там действует 50-процентная скидка для зерновых компаний, у нас же она составляет лишь пять процентов. И здесь нужна поддержка минтранса: ведь если организовать такие маршруты, экономика производства зерна улучшится значительно. Это приведет к росту его объема на рынке.