Напомним, Национальный рейтинг составляется ежегодно на основании анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок. Участников рейтинга оценивают почти по 50 показателям, в результате чего каждый набирает определенное число баллов. Существует несколько номинаций - для госзаказчиков федерального, регионального и муниципального уровней, а также коммерческих заказчиков.
По итогам этого года в тройку лидеров вместе с Москвой вошли также Республика Татарстан и Тамбовская область. "Москва, как государственный заказчик с высоким уровнем подготовки, выступает примером закупочной зрелости. Обладая наработанной методологической базой и опытом, город все больше уделяет внимания, скажем так, шлифовке, отработке и апробации практик, инновационных для многих регионов", - рассказал председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко.
Объем городских закупок Москвы в прошлом году составил 548,5 миллиарда рублей. В процессе экспертизы и ходе самих торгов город сэкономил каждый третий рубль или 30,8 процента от общего объема. В среднем на один лот в мегаполисе претендовали четыре участника, что свидетельствует о высокой конкуренции в городе.
Среди московских новаций в сфере закупок - проверка на полиграфе тех, кто входит в конкурсные комиссии или по долгу службы имеет дело с системой закупок. В прошлом году такую проверку прошли почти 1,8 тысячи чиновников. У шести процентов из них обнаружили так называемые факторы риска. Это не значит, что проваливших тест госслужащих тут же уволили, но результаты проверки легли на стол их руководству и скорее всего в будущем им в составе таких комиссий не бывать.
Несмотря на то, что в рейтинге каждый год определяются как передовики, так и аутсайдеры, в целом ситуация с прозрачностью госзакупок за последние годы мало изменилась, констатирует член экспертного совета при правительстве РФ, ведущий эксперт РАНХиГС при президенте, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов. В этом году в России должен был быть создан очень важный инструмент обеспечения прозрачности закупок - электронный каталог товаров, работ и услуг, напоминает эксперт. Если бы он появился, заказчики больше не имели бы возможности умышленно или по ошибке прятать закупки, описывая ее какими-то другими словами. К примеру, не "бензин", а "жидкость для автомобиля". Они должны были бы выбирать конкретную позицию в каталоге. Но год прошел, а каталог, за создание которого отвечало минэкономразвития, пока так и не появился.
"Когда он все-таки будет создан, это будет большой прорыв", - полагает Кузнецов. При этом напоминает, что создание электронного каталога предусмотрено только 44 ФЗ о Федеральной контрактной системе, который регулирует закупки госведомств. Госкорпорации "подчиняются" 223-му закону. В нем вообще нет упоминания о каталоге, хотя в этом секторе прозрачность так же необходима, как в сфере госзаказа. "Единый каталог и для госведомств, и для госкорпораций было бы создать довольно сложно, учитывая специфику закупок, но эта задача решаема. Однако пока она никем не ставилась", - резюмирует Кузнецов.