11.12.2016 19:10
Культура

Юрий Григорович: Никогда не откажусь от почетного звания петербуржца

Юрий Григорович встречает 90-летие премьерой в Мариинском театре
Текст:  Людмила Безрукова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (7149)
В Мариинском театре Юрий Григорович представил зрителям балет "Каменный цветок", с которого начиналась когда-то его блестящая карьера. Это уже 9-я редакция знаменитой постановки.
Читать на сайте RG.RU

Приехав в Петербург, Юрий Григорович первым делом отправился в историческое здание на Театральной площади, прошел в зрительный зал, огляделся. "Все-таки много тут было пережито, - сказал Юрию Фатееву, и. о. заведующего балетной труппой Мариинки. - Стулья, по-моему, не поменяли. Или поменяли. Обновили? Это хорошо".

В начале 2000-х он выступал здесь с Краснодарским театром оперы и балета, в котором за короткий срок сумел создать прекрасную труппу молодых танцовщиков. Но поставить на сцене своей "альма-матер" новый спектакль взялся только сейчас.

Накануне премьеры корреспонденту "РГ" удалось задать хореографу несколько вопросов. Ваш спектакль поставлен на исторической сцене Мариинского театра, а не на новой, которая технически более совершенна. Это вы так захотели?

Владимир Путин посоветовал Гергиеву не нарушать Трудовой кодекс

Юрий Григорович: Да. Очень люблю старую Мариинку. Чувствую себя здесь как дома, всё тут мне родное. Нынешний спектакль - большой подарок для меня от маэстро Гергиева в канун моего юбилея.

Почему выбрали для юбилейной постановки именно "Каменный цветок", а, например, не другой ваш шедевр - "Щелкунчик", всегда актуальный в преддверии новогодних праздников?

Юрий Григорович: Во-первых, я сам в нем танцевал партию Северьяна. Не один раз, исполняя ее, проваливался... Проваливался я (в люк), а не спектакль! Во-вторых, "Каменный цветок" стал для меня, как для хореографа, первой большой самостоятельной работой. Я поставил его в 1957 году с молодыми исполнителями, будучи сам еще не старым (Григоровичу было 30 лет. - Ред.). Мы делали его во внеурочное время, выкраивая час-другой между репетициями. Не забуду тех, с кем тогда работал. Сейчас они все уже народные, знаменитые - Ира Колпакова, Алла Осипенко, Саша Грибов, Толя Гридин. Мои первые замечательные исполнители, которых я буду помнить до конца дней. А клавир балета я получил волею судеб практически из рук его автора, композитора Сергея Прокофьева. И мы начали создавать спектакль. Он мне очень дорог.

В новой редакции "Каменного цветка" мне хотелось ярче представить тему любви и творчества

Много внесли изменений в нынешнюю редакцию?

Юрий Григорович: Всегда что-то изменяешь, где-то сокращая, а где-то добавляя. Тем более в такой "возрастной" постановке. В будущем году балету исполнится шестьдесят лет. Изменилось время, сегодня другие артисты, другой зритель. Тут хочешь не хочешь, нужно редактировать. В новой редакции "Каменного цветка" мне хотелось ярче представить тему любви и творчества. Я внес изменения в хореографический текст, в музыкальную партитуру. Но великая музыка Сергея Прокофьева, конечно, остается.

В главных партиях в новом спектакле заняты три состава исполнителей, среди них совсем еще молодые танцовщики. Как вам с ними работалось?

Юрий Григорович: Я всегда любил работать с молодыми людьми, еще не имеющими громкого имени. И первый "Цветок" создавался молодежью, которая после премьеры, можно сказать, проснулась знаменитой. Так же было и с "Легендой о любви" в 1961 году, и там были заняты молодые. У нового поколения - не только "балетных" людей - совсем иное ощущение жизни. Другие интересы, приоритеты. Не хочу говорить, лучше это или хуже. Просто - другая эпоха. А что касается артистов Мариинки, с которыми довелось нынче работать, то у них очень высокие профессиональные достоинства. В первую очередь, замечательная школа. Они справились с задачами, которые я перед ними поставил. Я много где ставил спектакли. Объехал полмира. Но такую самоотдачу встречал не часто.

В Уфе состоялась премьера спектакля Юрия Григоровича "Легенда о любви"

На ваш взгляд, можно назвать "Каменный цветок" балетом ХХI века, учитывая, что танцуют в нем выросшие уже в этом столетии артисты?

Юрий Григорович: Наверное, можно. Но если учитывать, сколько времени он держится в репертуаре разных театров, в том числе зарубежных, то правильнее будет, скорее, "балет на все времена"! Немаловажное значение имеет, безусловно, музыка Прокофьева. Он величайший композитор. Я был с ним знаком. Как и с Шостаковичем, Хачатуряном. Лучшие страницы моей жизни - общение и совместная работа с этими гениальными музыкантами!

Вы родились и выросли на берегах Невы. В начале 1960-х переехали работать и жить в Москву. Считаете себя москвичом?

Юрий Григорович: Нет, петербуржцем. Никогда от этого почетного звания не откажусь! Очень люблю Град Петра. Приезжая, стараюсь найти время, чтобы прогуляться по нему. Заглянуть на Моховую улицу, где жил с родителями в детстве, откуда бегал в хореографическое училище на улице Зодчего Росси. Позже мы переехали на набережную Мойки. Как-то, приехав, отправился туда, а "своего" дома не нашел, снесли...

Вам скоро 90 лет (2 января), а вы по-прежнему весь в работе. Десять лет назад в интервью, накануне вашего 80-летия, вы говорили мне, что не чувствуете своих лет. А сейчас?

Юрий Григорович: И сейчас скажу то же самое. Меня окружают молодые красивые люди. От них я заряжаюсь новым творческим импульсом. Некогда думать о возрасте.

Любопытный факт

В 2014 году в Сочи по инициативе Юрия Григоровича был открыт Музей балета. Он разместился на территории парка "Дендрарий" в отреставрированной даче "Надежда", построенной в конце XIX века известным издателем и историком классической хореографии Сергеем Худековым. Минувшим летом там появилась памятная доска с именем есоздателя музея. Сам Григорович отнесся к "увековечиванию" с юмором: "Ну вот, дожил!". В Сочи также проходит Международный конкурс Юрия Григоровича "Молодой балет мира".

Кстати

В нынешнем спектакле Юрий Григорович предложил использовать исторические декорации работы Симона Вирсаладзе. С этим художником он дружил с первых своих постановок и до его ухода. Считает Вирсаладзе своим учителем. Все декорации, как и костюмы, а их 296, восстановили по эскизам художника в мастерских Мариинского театра под руководством Михаила Сапожникова, ученика Вирсаладзе.

Танец Санкт-Петербург Северо-Запад