13.12.2016 07:56
Калининград

Какое "наследство" оставит Калининградской области ЧМ-2018

Подготовка к ЧМ - 2018 стала стимулом для развития комфортной среды калининградских городов
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №282 (7150)
К футбольному ЧМ - 2018 в Калининградской области строится огромное количество объектов. Как идет процесс и что мундиаль оставит жителям Калининградской области в "наследство", рассказывает врио заместителя председателя правительства региона Александр Рольбинов.
Читать на сайте RG.RU

Работа на опережение

Александр Семенович, начать разговор хотелось бы с нашего главного спортивного объекта, стадиона "Калининград" на острове Октябрьский. Какие работы идут на стадионе? Укладываются ли строители в график?

Александр Рольбинов: Основные работы сейчас связаны с монтажом ограждающих металлических конструкций. Установлена значительная часть тех, что необходимы для монтажа кровли. До конца года, как мы ожидаем, эти мероприятия будут завершены. Кроме того, строятся перегородки для внутренних помещений, что позволит закрыть тепловой контур объекта.

Все работы идут с небольшим опережением графика. В принципе, никакого беспокойства ситуация на стадионе не вызывает. У нас очень хороший подрядчик, известная российская компания, которая, разумеется, располагает всемерной поддержкой правительства области. Мы постоянно на прямой связи со строителями стадиона, оперативно реагируем, если возникают сложности. К примеру, когда требовалось больше стройматериалов, мы собирали калининградских производителей, убеждали их сократить графики производства и поставок продукции. К чести местной строительной отрасли надо сказать, что производители показали себя с неплохой стороны, по нашим просьбам включались в работу во вторую смену.

Какие стройматериалы для стадиона изготавливаются в регионе?

Александр Рольбинов: Калининградские предприятия произвели большое количество свай, полностью выполнили так называемые гребенки трибун. В области были изготовлены все поддерживающие временные металлоконструкции для монтажа кровли, все материалы, необходимые для монтажа и строительства перегородок, газосиликатные блоки, кирпич и так далее. Местного производства - и весь товарный бетон, поступающий на стройплощадку.

Конечно, полностью обеспечить стройматериалами объект подобного масштаба калининград-ским производителям не под силу. Поэтому еще одна наша задача - организация бесперебойных по-ставок продукции из других российских регионов. Радует, что все стороны, которые были задействованы в этой работе, - и транспортные предприятия, и пограничники, и таможенники, сработали очень хорошо.

Какая судьба ждет стадион, когда завершится ЧМ - 2018? Кто будет управлять этим объектом и как он будет использоваться?

Александр Рольбинов: Планируется, что после завершения чемпионата стадион будет передан в областную собственность. Поэтому управлять объектом предстоит непосредственно правительству Калининградской области, точнее, специальной региональной управляющей компании, которую предполагается создать в 2018 году. УК будет работать по аналогии с подобными организациями, управляющими физкультурно-оздоровительными комплексами, дворцами спорта и так далее.

Разумеется, затраты на содержание такого масштабного объекта также лягут на региональный бюджет. Поэтому мы уже сейчас составляем предварительные планы загрузки помещений после ЧМ-2018, изучаем опыт использования казанского стадиона, где проходила летняя Универсиада-2013, других крупных российских спортивных объектов. Задачи у нас две - сделать так, чтобы стадион максимально себя окупал, и чтобы жители региона могли получить множество новых качественных услуг.

Думаем, что в помещениях стадиона откроются рестораны и кафе, будут работать кружки и спортивные секции. Скайбоксы (VIP-ложи отдельно или выше трибун) планируем сдавать в аренду для коммерческого использования. Подсмотрели интересный опыт - возможность временного переоборудования скайбоксов в гостиницы. Кроме того, на стадионе, разумеется, будут проходить крупные концертные и выставочные мероприятия.

В какой стадии находится реконструкция и строительство тренировочных площадок ЧМ-2018, действующих стадионов "Мирный", "Локомотив", "Сельма" и новой спортивной базы в городе Светлогорске? Будут ли востребованы эти объекты после чемпионата?

Александр Рольбинов: На стадионе "Мирный" сегодня реконструкция идет полным ходом. Проекты строительства спортивной базы в Светлогорске и реконструкции стадиона "Сельма" находятся на экспертизе, мы планируем начать работы на них в начале следующего года.

После чемпионата детские спортивные школы, которые тренируются на действующих стадионах, продолжат там заниматься, но уже с большим комфортом. Мы улучшим качество поля, построим дополнительные помещения, которые позволят организовать новые секции или расширить действующие кружки. Новый стадион в Светлогорске муниципалитет также будет использовать по назначению - для организации спортивных секций, проведения соревнований.

Готовимся к взлету

Поговорим о транспортной инфраструктуре. Как изменится калининградский аэропорт "Храброво" к чемпионату мира 2018 года?

Александр Рольбинов: Проект реконструкции "Храброво" состоит из двух частей. Реконструкция аэродромной инфраструктуры воздушного порта идет за счет федерального бюджета в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Проект предусматривает реконструкцию взлетно-посадочной полосы с удлинением на 850 метров, оснащение ВПП радиотехническими средствами посадки, светосигнальным и метеооборудованием, строительство дополнительных перронов для стоянки воздушных судов и рулежной дорожки. Сейчас меняется подрядчик, который выполняет эти работы. Мы ожидаем, что до конца года новая строительная компания уже выйдет на объект.

Реконструкцию аэровокзала осуществляет инвестор. По сути, речь идет даже не о реконструкции, а о строительстве нового современного аэровокзального комплекса, который поглотит и модернизирует помещения старого аэропорта. Объект будет оборудован телетрапами, эскалаторами, лифтами, появится большая площадь для организации фуд-корта, магазинов, в том числе системы duty free. По-явится современная зона повышенной комфортности, модернизированные помещения, где будут работать сотрудники пограничных и таможенных служб, пункты досмотра. Новый облик получит привокзальная площадь аэропорта. Когда реконструкция завершится, максимальный пассажиропоток "Храброво" увеличится до пяти миллионов человек в год. Для сравнения, в текущем году мы рассчитываем выйти на уровень 1,7 миллиона пассажиров.

За этот год власти региона не раз сообщали, что реализация проекта по реконструкции аэровокзала отстает от графика. Изменилась ли ситуация сейчас?

Александр Рольбинов: Действительно, предыдущий собственник несколько раз менял сроки ввода объекта в эксплуатацию. Когда работы начинали сильно отставать от графика, компания просто разрабатывала новые графики. Несколько месяцев назад в "Храброво" пришел новый собственник, холдинг "Новапорт". Понятно, что новый собственник не должен отвечать по обязательствам предыдущего инвестора. Однако в холдинге "Новапорт" подтвердили, что до начала чемпионата они завершат все работы и построят всю инфраструктуру, необходимую для достойной встречи гостей ЧМ-2018. Ситуацию держит на контроле врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, он постоянно находится в диалоге с главным акционером компании-собственника "Храброво".

Сейчас реконструкция аэровокзального комплекса активно ведется по трем направлениям. Первое направление - это привокзальная площадь, где были полностью обновлены инженерные сети и коммуникации. Во-вторых, завершаются мероприятия по закрытию периметра, вскоре строители смогут приступить к отделочным работам в теплом контуре. В-третьих, ведутся работы внутри помещений, уже смонтированы лифты и эскалаторы, практически завершен монтаж системы вентиляции, продолжается монтаж слаботочных систем.

Предусмотрена ли установка какой-то временной инфраструктуры в "Храброво" на время чемпионата?

Александр Рольбинов: Да, одним из обязательных требований к проекту реконструкции аэровокзала была возможность реализовать различные временные решения. В период ЧМ-2018 будут установлены дополнительные досмотровые комплексы, нестационарные таможенные и пограничные пункты. При необходимости в аэропорту можно организовать реверсивное движение пассажиров. Это позволит выполнить в полной мере все требования ФИФА и не тратить деньги на создание избыточной инфраструктуры.

Окно в море

Как обстоят дела с проектом по возведению другого важного транспортного узла - международного грузопассажирского морского терминала в Пионерском? Когда начнутся строительные работы?

Александр Рольбинов: На сегодняшний день проектная документация находится на экспертизе. Все технические вопросы отработаны, остался один формальный документ, который, как мы надеемся, удастся утвердить в ближайшее время. Есть шансы, что до конца этого года проект выйдет с экспертизы, появится подрядчик, который приступит к строительству терминала.

А есть ли шансы, что терминал будет готов к вводу в эксплуатацию к июню 2018 года?

Александр Рольбинов: Здесь многое будет зависеть от процедуры выбора подрядчика. Дело в том, что в нашей стране работают единичные компании, обладающие строительными компетенциями, необходимыми для возведения подобного объекта. Можно провести конкурс, но есть риски, что придут недобросовестные игроки либо предприниматели, переоценившие свои силы. Если такой важный проект попадет в зависимость к подрядчикам, которые не справятся с нагрузкой, процесс строительства, разумеется, затянется.

Другой вариант - постановление о выборе единственного исполнителя услуг. Такое решение принимается в крайних случаях, когда масштабный проект государственной важности необходимо реализовать в сжатые сроки. К подобным случаям как раз можно отнести строительство терминала в Пионерском. Такая схема, как мне кажется, в нашем случае более оправдана. Но окончательное решение будет принимать федеральный минтранс.

Если проект в ближайшее время выйдет с экспертизы, и подрядчика определят в кратчайшие сроки, есть все шансы, что непосред-ственно к началу чемпионата терминал уже начнет работать.

Регион брал на себя обязательства по строительству инженерных сетей и коммуникаций, а также реконструкции магистрали, обеспечивающей подъезд к терминалу. Как продвигается реализация этих инфраструктурных проектов?

Александр Рольбинов: Что касается инженерных сетей и коммуникаций, проектная документация вот-вот выйдет с экспертизы. Проект по развитию дорожной сети также находится на экспертизе. Надеемся, до конца года мы получим по нему положительный ответ. Важно при этом добавить, что работы по строительству магистрали и терминала могут идти параллельно. Мероприятия на терминале будут проходить исключительно с использованием морских судов, и наличие подъездной магистрали никак не по-влияет на процесс возведения самого морского объекта.

Есть ли интерес к новому терминалу у операторов, грузоперевозчиков?

Александр Рольбинов: Крупная международная компания готова участвовать в проекте в качестве инвестора и одного из операторов объекта. Приблизительно два года назад представители компании приезжали в регион, ознакомились с нашими туристическими предложениями, и увиденное их удовлетворило.

Что касается грузоперевозчиков, мы ожидаем заявки, когда реализация проекта войдет в более активную стадию. В любом случае появление такого терминала позитивно скажется на положении Калининградской области на рынке транзитных грузоперевозок.

Новые дороги

Какие крупные дорожные проекты реализуются в регионе в преддверии чемпионата?

Александр Рольбинов: Мы строим и реконструируем дороги и развязки, опираясь на три источника финансирования. Это программа подготовки к ЧМ-2018 федерального министерства спорта, ФЦП развития Калининградской области на период до 2020 года, а также средства областного и муниципального бюджетов.

В программе минспорта - два крупных дорожных объекта. Первый - строительство и реконструкция "берлинской дороги", которая ведет к пункту пропуска "Мамоново II - Гжехотки". На сегодняшний день работы завершены, по новой трассе уже проехали десятки тысяч автомобилистов.

Второй проект связан со строительством улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к стадиону на территории острова Октябрьский. В рамках первого этапа мы завершаем в этом году реконструкцию первого этапа Солнечного бульвара, стоимость работ составила 104,5 миллиона рублей. Следующий этап связан с непосред-ственным строительством улично-дорожной сети на острове. Торги уже прошли, определен подрядчик, который приступил к подготовительным работам.

Ряд глобальных проектов мы реализуем в рамках ФЦП. Во-первых, завершена реконструкция Берлинского моста. Это крайне важный для региона объект, который лежит на пути трансъевропейского транспортного коридора. Его реконструкция важна и для развития городской дорожной сети, и для развития грузоперевозок, в том числе транзитных.

Как идет реконструкция Северного обхода Калининграда?

Александр Рольбинов: Выполнен большой объем работ. Это еще один крайне важный проект, которого давно ждали жители областной столицы. Вместо двух узких полос мы строим сразу шесть полос движения с развязками и путепроводами. В результате калининградцы получат замечательную современную дорогу, которая позволит разгрузить город от бесконечных пробок в конце Московского проспекта. Финансирование первого этапа проекта - 6,8 миллиарда рублей.

Строительство Восточной эстакады позволит существенно разгрузить восточную часть города. Кроме того, новая дорога свяжет остров Октябрьский с другими районами Калининграда. Стоимость строительства эстакады от Московского проспекта до развязки на острове - 5,2 миллиарда рублей.

Завершены проекты по реконструкции и строительству участка дороги в микрорайоне Сельма и по реконструкции улицы 9 Апреля. В первом случае благодаря новому путепроводу мы развязали жуткий узел, когда в развивающийся микрорайон можно было попасть только через улицу Нарвскую, минуя железнодорожный переезд. Во втором случае - обеспечили возможность свободного проезда транспорта из центра города и с окружной дороги на эстакадный мост, ведущий на остров Октябрьский.

Реконструируются и еще два моста, ведущие на остров, в какой стадии работы?

Александр Рольбинов: За счет средств областного бюджета мы финансируем реконструкцию моста Высокий, который улучшит сообщение острова с центром Калининграда. Путепровод давно находился в аварийном состоянии, поэтому мы, понимая значимость объекта, заложили деньги в региональном дорожном фонде. Общая стоимость контракта составила 860 миллионов рублей.

На очереди - ремонт моста Деревянный, это въезд на остров Октябрьский со стороны Московского проспекта. Финансирование также полностью взял на себя областной бюджет. Точный объем средств, которые потребуются на выполнение работ, пока неизвестен, город только завершает проектирование. Но, думаю, речь идет примерно о 150 миллионах рублей.

Для пешеходов и пассажиров

В правительстве области уже работают над организацией транспортного и пешеходного движения в период проведения чемпионата?

Александр Рольбинов: Конечно. По заказу региона специалисты Высшей школы экономики заранее разработали план управления перевозками. Это серьезный объемный документ, в котором прописаны все проблемы, с которыми мы можем столкнуться, и пути их решения. После визита ФИФА мы внесли в план корректировки - с учетом опыта последних спортивных мероприятий, которые проходили во Франции и в Бразилии. И буквально месяц назад документ был утвержден, мы разослали его во все уполномоченные органы, в том числе министерство спорта, транспортную дирекцию ЧМ-2018, МВД.

В рамках этого плана мы создаем в Калининграде единый центр управления перевозками. Все автобусы, которые выйдут на улицы города в дни чемпионата, оборудуются системами спутниковой навигации. Это позволит операторам центра в режиме онлайн руководить движением, распределять транспортные потоки. В перевозках будут задействованы городские автобусы - в рамках подготовки к ЧМ - 2018 Калининград приобрел 130 новых белорусских МАЗов. Кроме того, мы планируем использовать часть пассажирского транспорта, который участвует в областных перевозках.

Кстати, порядка ста новых автобусов в Калининграде оформят в едином стиле чемпионата. Первый автобус с символикой ЧМ-2018 уже вышел на линию. Украшение города, создание атмосферы праздника - одно из обязательств регионов-организаторов ЧМ-2018.

Насколько мне известно, специалисты Высшей школы экономики рекомендовали сделать будние дни, в которые пройдут матчи, нерабочими? Планируется ли реализовать эту идею в регионе?

Александр Рольбинов: Действительно, нагрузка на инфраструктуру, которая в период чемпионата и так будет весьма серьезной, в будние дни возрастает. В Калининграде три матча выпадают на будние дни и только один - на выходной. Поэтому вариант, который предложили коллеги из ВШЭ, мы рассматриваем. Решение пока не принято, нам еще предстоит обсудить его с депутатским корпусом.

Как будут решаться вопросы безопасности во время ЧМ - 2018?

Александр Рольбинов: Что касается тренировочных площадок и стадиона, необходимые меры были предусмотрены еще при проектировании этих объектов. Кроме того, разрабатываются дополнительные меры безопасности в местах проживания команд и клиентских групп. Я не могу рассказать об этих мероприятиях более подробно, однако подчеркну, что они удовлетворяют всем требованиям ФИФА.

В целом в регионе планируется сосредоточить дополнительные силы полиции. Сотрудники правоохранительных органов, которые будут работать на улицах Калининграда, в пунктах пропуска и так далее, приедут из других субъектов РФ. Параллельно мы расширяем систему "Безопасный город", которая уже сейчас помогает выявлять и раскрывать правонарушения. К 2018 году в эту систему будут включены дополнительные объекты, связанные с ЧМ.

Деньги на развитие

В общей сложности на подготовку Калининградской области к футбольному чемпионату планируется потратить десятки миллиардов рублей. Некоторые жители региона задаются вопросом: а насколько вообще нам необходимо такое дорого-стоящее мероприятие?

Александр Рольбинов: Важно уяснить следующий момент: мы эти деньги тратим не на проведение чемпионата, а на развитие региона. Все дорожные объекты, о которых я вам рассказал, крайне необходимы нам в повседневной жизни. Все они фигурировали у нас в программе развития сети автомобильных дорог, просто ЧМ - 2018 позволил значительно приблизить реализацию этих важных проектов.

В какой-то степени в категорию "только для чемпионата" можно включить затраты на реконструкцию тренировочных площадок и строительство стадиона. Однако и стадион, и спортивные базы в дальнейшем будут генерировать множество новых полезных услуг, необходимых жителям области. Благодаря строительству стадиона в Калининграде также появится целый новый микрорайон, который находится в пешеходной доступности от центра города. Мы говорим и о новом облике областной столицы, и о новых возможностях для будущего инвестирования, развития малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в рамках подготовки к ЧМ - 2018 у нас запланирована реконструкция нескольких больниц, существует целая программа по реконструкции фасадов зданий в центре Калининграда. В этой цепи множество других звеньев, и все эти мероприятия работают на благоустройство нашего региона, на повышение качества жизни калининградцев.

Поэтому на вопрос, чемпионат для Калининградской области - это хорошо или плохо, я отвечаю однозначно: замечательно! Даст ли ЧМ-2018 какие-то новые возможности региону? Конечно! Пойдет ли на пользу людям? Вне всякого сомнения!

Кстати

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининградской области проведут капитальный ремонт и реконструкцию четырех медицинских учреждений: Областной инфекционной больницы, Городской клинической больницы скорой медицинской помощи и Центральной городской клинической больницы в Калининграде, а также Центральной городской больницы в городе Пионерском.

В частности, на реконструкцию пионерской больницы будет направлено свыше 189 миллионов рублей. Деньги из федерального и регионального бюджетов пойдут на возведение двухэтажного здания, пристроенного к главному корпусу. Здесь расположится приемное отделение. На первом этаже предусмотрены кабинеты врачей, смотровые палаты и комнаты для медперсонала. А также помещения, где будут оказывать экстренную медицинскую помощь и проводить магнитно-резонансную томографию. Второй этаж предназначен для кабинетов и вспомогательных помещений административного блока. Общий коридор соединит пристройку с главным корпусом больницы. Недавно был определен победитель конкурса, который займется этими работами.

Тем временем

Калининградская область стала единственным субъектом РФ, который компенсирует отельерам затраты на классификацию. Дело в том, что все средства размещения, работающие в регионах-организаторах ЧМ - 2018, до 1 января 2017 года должны подтвердить свою "звездную" категорию. В самом западном российском регионе благодаря субсидиям удалось добиться впечатляющих показателей - в первой декаде декабря классификацию прошли 100% гостиниц. Но как подчеркивают специалисты, этот процесс характеризуется особой динамичностью: на данном рынке появляются новые объекты, а также собственники действующих средств размещения зачастую стремятся повысить качество обслуживания, а значит, должны вновь пройти процедуру и защитить новую категорию. В связи с этим министерство по туризму Калининградской области держит вопрос на постоянном контроле, оперативно доводит информацию и оказывает методическую помощь предпринимателям.

В 2014 и 2015 годах регион компенсировал затраты 36 отельерам. В текущем году 76 предпринимателей, которые провели работу по классификации своих гостиниц и подали заявки на субсидии, получат из областного бюджета в общей сложности 3,6 миллиона рублей.

К чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининградской области будет реализовано пять гостиничных проектов. Под категорию "четыре звезды" попадают многофункциональный комплекс "Ластадие", гостиничный комплекс "Домина", гостиница Mercure и гостиничный комплекс "Лангендорф". Все они будут введены в эксплуатацию в конце 2017 года. Строительство пятизвездочного апарт-отеля "Кристалл Хаус" уже завершено.

Калининград Северо-Запад