В последнее время борьба с коррупцией идет как на федеральном, так и на региональном уровнях. В производстве находится немало так называемых "громких дел", но еще больше - вполне себе рядовых.
Нет сомнений в том, что неоднократно озвученные требования президента РФ получили воплощение в реальной практике и обрели системный подход: подозреваемых и виновных не спасают ни чины, ни звания, а скоро, вполне вероятно, не будут спасать и заслуги. Как говорят в экспертной среде, "неприкосновенных больше нет". И это правильно.
Системность борьбы с коррупцией подразумевает, что она ведется на всех уровнях, включая не только высокий и низкий, но и средний. А на этом уровне как раз и существует обширное поле для злоупотреблений, причем коррупция здесь процветает годами, и работы для правоохранителей, как говорится, - непаханое поле.
Не так давно пресса обратила внимание на историю Максима Русакова, члена правления и начальника Управления развития конкурентного ценообразования некоммерческого партнерства "Совет рынка", работающего при федеральном министерстве энергетики. Появилась информация, что за время своей карьеры Русаков "успел наладить прочные связи с чиновниками и руководителями коммерческих компаний... Это позволило незаметно для стороннего наблюдателя, но весьма эффективно прокручивать различные финансовые схемы". В некоторых СМИ рассказано и о том, что "общая стоимость недвижимости, принадлежащей Максиму Русакову, оценивается примерно в четверть миллиарда рублей".
Что же получается? Некий персонаж под министерской крышей занимается лоббизмом, прокручивает сомнительные схемы.
В СМИ весьма подробно изложена сомнительная деятельность Русакова, данные о его деяниях выложены в свободный доступ. Судя по этим данным, директор по работе с органами власти компании "En+" некто Дмитрий Пономарев обращался к чиновнику с просьбами о содействии. Например, предлагал Русакову добиться утверждения регуляторами такой модели электроэнергетического рынка, которая была бы выгодна его компании. Перечислялись некоторые конкретные проекты и контракты энергетического направления. Одновременно он якобы даже просил указать размер вознаграждения, бесхитростно именуя это оплатой труда. Речь шла, в частности, о том, что вознаграждение будет состоять из разных частей - видимо, в зависимости от полноты и качества оказываемой услуги.
Журналисты рассказали и о том, что для обеспечения лояльности должностных лиц, задействованных в лоббистских схемах, Русаков якобы способствовал оформлению жены одного из своих партнеров-чиновников к себе в "Совет рынка" за вполне реальное, как писали СМИ, денежное вознаграждение.
Вполне вероятно, что правоохранители могут найти за этой лоббистской группой и другие не вполне законные дела, потому что контакты Русакова охватывают не только Минэнерго России. Утверждают, что у Русакова, помимо этого, имеются связи во многих структурах, а также среди бизнесменов, занимающихся подрядами в электроэнергетике. Вполне вероятно, что, занявшись этими связями, правоохранительные органы могли бы обнаружить немало интересных и познавательных данных в чьей-нибудь переписке. Но это пока из области предположений.
Все предпринимаемые Максимом Русаковым усилия, конечно, давали вполне ощутимый "финансовый эффект". В результате, к примеру, журналисты обнаружили у него целых три квартиры в элитных столичных жилищных комплексах и виллу в Болгарии на общую сумму в четверть миллиарда рублей. Конечно, быть богатым не зазорно, однако особенно по нынешним антикоррупционным временам такое благосостояние, конечно, нуждается в подтверждении легального источника доходов физического лица. Иначе выходит так, что вместо реформ и проектов развития деньги энергетиков уходят на оплату услуг таких "русаковых", которые тратят их на элитное жилье и иностранные виллы, а население тем временем с удивлением и раздражением видит, что из года в год растут тарифы на свет и тепло.
Напомним, что сказанное относится к стратегической для России отрасли - энергетике. Энергетические компании входят в число самых крупных в стране, на них лежит не только стратегическая, системообразующая функция, но и огромная социальная ответственность. Именно здесь и должны использоваться самые жесткие контрольные меры. Причем чем оперативнее они будут приняты, тем продуктивнее пойдет борьба с коррупцией на среднем уровне - по-деловому, профессионально, без лишних деклараций и показухи.