15.12.2016 23:50
Пермь

В Пермском крае подвели итоги ежегодного Парламентского урока

Парламентский урок, который уже одиннадцать лет ведут депутаты ЗС, стал одним из самых любимых в школах Прикамья
Текст:  Инесса Суворова
Российская газета - Неделя - Пермский край: №285 (7153)
Более 500 рисунков, 54 социально-культурных проекта, 37 видеофильмов и 17 методических разработок школьных учителей - таковы в этом году итоги проведения в Прикамье парламентских уроков. И это лишь те работы, что приняли участие в традиционном конкурсе Законодательного собрания. Всего же на Парламентском уроке побывали тысячи школьников Пермского края.
Читать на сайте RG.RU

Только на экскурсию в музей ЗС ежегодно приходит несколько тысяч посетителей.

Традиция проведения парламентских уроков в крае ведет отсчет с 2006 года, поводом для первого стало столетие российского парламентаризма. И вот уже одиннадцатый год по единому методическому плану в один и тот же день депутаты отправляются в свои округа, чтобы провести занятия. Ежегодно темы меняются от общих: как избираются депутаты, как рождается закон, как он работает, что такое Конституция - до региональных, посвященных, в свое время, 10-летию парламента Прикамья или годовщине создания Пермского края.

В этом году темой стало краеведение - "Мой Пермский край". Председатель регионального Законодательного собрания Валерий Сухих отметил, что "главная цель урока - способствовать формированию базовых национальных ценностей: социальной солидарности и патриотизма. Через реализацию краеведческих проектов сформировать уважительное отношение к малой родине, интерес к родному Пермскому краю, любовь к нашему общему дому - России".

- На этот раз у нас получился весьма необычный урок, - рассказывают сотрудники управления по связям с общественностью и СМИ Законодательного собрания. - Начали мы его со своеобразной репетиции, которую провели еще летом: отправили школьников в образовательное путешествие по родным местам. Конечно, формат такой работы не нов, но никогда прежде краеведческие экскурсии для школьников не проводили сами школьники. Это всегда делали педагоги или профессиональные краеведы, экскурсоводы. И вот мы решили провести эксперимент - сделать так, чтобы ребята приглашали к себе школьников из других районов и рассказывали им о своей малой родине.

Эксперимент удался. Сначала группа школьников из Осы приехала в старинный Кунгур. Там их встретило целое "купеческое семейство", гостей провели по городу, рассказали о местных достопримечательностях, архитектуре, о том, как раньше жили, как шла торговля чаем, как горожане проводили досуг. А потом кунгуряки приехали в Осу с ответным визитом. И "выяснилось", Оса - тоже старинный город и в свое время претендовал на звание купеческого.

Оказалось, такой формат общения очень полезен для ребят: ведь куда интереснее, когда о новом месте рассказывают сверстники, а не взрослые, у которых свой взгляд на мир и родной город.

Некоторые парламентские уроки прошли без выезда в другие территории. Так, старшеклассники поселка Ильинского провели экскурсию для младших школьников, а в селе Архангельском прошел праздник в местных традициях.

Школьные учителя и депутаты Законодательного собрания тоже принимали участие и в экскурсиях, и в других мероприятиях, но больше в качестве наблюдателей и экспертов. А иногда - подсказчиков. Например, Владимир Жуков прогулялся с ребятами по улицам родного Индустриального района и по ходу дал ценные пояснения и комментарии.

Ценные - сказано не для красного словца: информация, собранная школьниками и их учителями в ходе подготовки к подобным мероприятиям, стала основой туристических путеводителей и школьных краеведческих сборников. А в этом деле чем больше информации, тем она точнее. И тем больше шансов, что со временем она может быть издана или использована в практике, как это было в том же Индустриальном районе, где ребята начертили свои "красную", "синюю" и "зеленую" линии.

Информация, собранная школьниками и их учителями в ходе подготовки, легла в основу туристических путеводителей и школьных краеведческих сборников.

Законодательное собрание совместно с министерством образования и науки Пермского края проводит для педагогов семинары, на которых рассказывается, как лучше организовывать парламентские уроки, проигрываются отдельные моменты. Кстати, тема "Мой Пермский край" очень хорошо ложится на школьную действительность, ведь в расписании появился такой урок, как краеведение. Есть даже специальный учебник.

"Порепетировав" летом, в ноябре парламентарии (а это был уже новый состав Заксобрания) провели настоящие уроки. Дети рассказывали друг другу о своей малой родине, обсуждали, что хорошо в том месте, где они родились и живут, а что можно было бы переделать, мечтали о том, какими будут их города и поселки через десять-двадцать лет.

Кроме того, обсуждались возможные варианты реализации социальных проектов, организации краеведческих мероприятий. Несколько групп школьников успели составить туристические маршруты, оформить путеводители по экскурсионным местам. Все это и легло в основу тех работ, что были присланы на конкурс "Будущие законодатели Пермского края", о котором шла речь в начале статьи.

Кстати, для школьных учителей в этом конкурсе объявлена отдельная номинация - "Лучшая методическая разработка Парламентского урока". За победу в ней полагается денежная премия. По мнению экспертов, университетских преподавателей, большинство присланных на конкурс работ заслуживает самой высокой оценки. Это уже готовые планы уроков, достаточно их адаптировать к тому или иному району. Да и школьные работы выше всяких похвал.

- В этом году ребята прислали на конкурс очень много хороших, качественных разработок, - говорит декан педагогического факультета регионального института непрерывного образования Пермского госуниверситета Наталья Горбацевич. - Депутатам и помогающим им экспертам пришлось немало потрудиться, чтобы выбрать самые достойные. И если из рисунков или фильмов выбрать лучшее все же попроще, то работа с социокультурными проектами или методическими разработками учителей требует большего внимания. Одним из критериев оценки здесь является объективная возможность реализации.

По словам организаторов, часть социокультурных проектов вполне вписывается в эти требования. Более того, некоторые уже начали реализовываться. Так, ученики второго класса Нижнемуллинской школы расписали свой проект на все четыре года начального обучения. И многое из того, что было запланировано на прошлый и нынешний годы, уже сделано.

Самыми активными участниками парламентского конкурса традиционно бывают сельские школьники. Несколько лет подряд в конкурсе рисунков побеждают ребята из Уинской школы искусств. Серьезные социокультурные проекты реализуют в Бардымском, Пермском, Чердынском районах, всегда очень активно участвуют школы Коми округа.

Кстати

21 декабря в краевой библиотеке им. Горького состоится награждение победителей и призеров Парламентского урока-2016. Их ждут книги, наборы для творчества, фотоаппараты, планшеты и даже телевизоры, а Гран-при - мощный ноутбук.

Пермь Пермский край