15.12.2016 23:56
Пермь

В Пермском крае зададут стандарты в области безопасности

Депутаты ЗС приступили к обновлению нормативно-правовой базы Прикамья
Текст:  Инесса Суворова
Российская газета - Неделя - Пермский край: №285 (7153)
Бывший министр безопасности Пермского края, а ныне депутат Законодательного собрания Игорь Орлов считает, что выражение Гераклита о невозможности дважды войти в одну и ту же реку не про него. Время от времени ему приходится разрушать подобные стереотипы. Так было, когда он дважды приходил на службу в систему МВД и дважды же возвращался в исполнительную власть.
Читать на сайте RG.RU

О том, какие сегодня задачи ставит перед собой парламентарий, какие проблемы, связанные с безопасностью, можно решить с помощью депутатской работы, парламентарий рассказал "Российской газете".

Игорь Николаевич, что привело вас в региональный парламент?

Игорь Орлов: Всякий раз, когда я менял место работы, делал это потому, что на новом месте требовались мои знания и опыт. Это, конечно, не означает, что в региональном парламенте до моего прихода ничего не происходило. Я говорю исключительно о той зоне ответственности, которая применима к моим компетенциям, - о вопросах общественной безопасности. Мне известны проблемы этой сферы.

Надо заметить, что обеспечение безопасности - достаточно затратная сфера деятельности и решение части проблем во многом, если не в основном, зависит от своевременного финансирования. Но где взять деньги, если бюджет один и средств не хватает не только на безопасность, но и на образование, медицину и прочее?!.

Сегодня бюджет сформирован под конкретные госпрограммы. Есть такая и в части общественной безопасности. Документ включает в себя подпрограммы, направленные на профилактику преступности, обеспечение пожарной безопасности, защиту от угроз природного и техногенного характера и так далее. Но, как показывает практика, очень часто исполнительной власти не хватает механизмов для эффективной реализации планов. Причем речь идет не только о мероприятиях по линии МВД, но и МЧС, и прочих структур.

Возьмем, к примеру, прошлое лето. Оно показало, какие сюрпризы может преподносить природа. Даже в тех районах, где раньше никогда не возникало чрезвычайных ситуаций, бушевали лесные пожары, реки выходили из берегов, затапливая населенные пункты. Понадобились дополнительные средства на переселение людей, обеспечение сохранности их имущества.

А это немалые деньги, которых у муниципалитетов не было, - финансирование идет из краевого резервного фонда. Но ведь и он не безграничен.

Достаточное время проработав в органах исполнительной власти, я уверен: часть вопросов, с которыми сегодня приходится сталкиваться чиновникам, можно решить только на парламентском уровне, изменив действующее законодательство. Вот для этого я и пришел в Законодательное собрание.

Группа уже начала работу? Расскажите о ее деятельности.

Игорь Орлов: На мой взгляд, постоянно действующая рабочая группа ЗС по вопросам безопасности и правопорядка должна стать площадкой для контактов законодателей, правительства и федералов. Ее задача - принимать на уровне края грамотные решения. Для этого в группу вошли не только депутаты и представители исполнительной власти, как это было раньше, но и эксперты-профессионалы. Сегодня в составе группы семеро депутатов, шесть членов правительства и неограниченное количество экспертов.

Мы планируем предпринять анализ, детально изучить законодательство, регулирующее вопросы общественной безопасности. И привести его в соответствие с федеральным законодательством. Это необходимо и, чтобы ни один нормативно-правовой акт не противоречил другому, а дополнял его так, чтобы при принятии решений не было разночтений. Чтобы юристы были единодушны: "Вот закон так закон - как песня". Добиться такого можно будет, если все поправки перед вторым чтением законопроектов станут проходить через нашу группу, для оперативной и предметной обработки.

Кроме того, мы с членами рабочей группы планируем выезжать и контролировать, как расходуются выделяемые деньги. Разумеется, не подменяя и не отменяя обычных механизмов депутатской проверки, а также работу контрольно-счетной палаты, других контролирующих органов.

Таким образом, рабочая группа будет полностью отслеживать все принимаемые в Прикамье законы и следить за их соответствием друг другу?

Игорь Орлов: Совершенно верно. И для начала надо выстроить вертикаль с единым центром принятия решений, который станет ответственным за безопасность в масштабах края.

На ноябрьском координационном совещании при прокуроре края прозвучало, что на днях должны произойти структурные изменения в правительстве, где вновь должно появиться министерство региональной безопасности. Именно оно и станет тем единым центром ответственности за работу всей системы и финансирование необходимых мероприятий по профилактике безопасности. И делать это надо быстрее!

Часть вопросов, с которыми приходится сталкиваться чиновникам, можно решить только на парламентском уровне, изменив действующее законодательство.

Выделение средств из бюджетов всех уровней сегодня носит несколько хаотичный характер, хотя, казалось бы, и способы вхождения в федеральные программы давно понятны. Но представители Пермского края этим слабо пользуются. Можно, например, активнее привлекать депутатов Госдумы к этой работе. Да они и сами готовы к ней, уже на федеральном уровне.

Какой срок отводите для такой деятельности?

Игорь Орлов: Всегда стремлюсь делать все быстро и качественно, как говорится, все озвученное должно быть сделано еще вчера. Если серьезно, то надо основное сделать за год. Тем более что в этом плане уже много что сделано предшественниками.

Венцом нашей деятельности должно стать принятие закона о стандартах в области безопасности. И тут я замахиваюсь на некую пальму первенства, поскольку нигде в РФ такого закона еще нет. Я в хорошем смысле слова одержим этой идеей.

Такие стандарты крайне необходимы. Помните, как много дискуссий было, когда в Перми только начали вводить видеонаблюдение, охрану и пропускную систему в школах?! Когда что-то не прописано как норма, начинаются разночтения: какой высоты должен быть забор? Кто должен охранять образовательное учреждение - сотрудник вневедомственной охраны или дедушка завуча? Нужна ли видеокамера, если данные с нее не архивируются, а значит, не могут быть использованы? Или что конкретно, от "а" до "я", должен выполнить организатор массового мероприятия, чтобы обеспечить безопасность его участников?

Кстати, именно видеонаблюдение, которое мы начали внедрять на улицах города еще в 2002 году, недавно помогло задержать подозреваемого в нескольких изнасилованиях наркомана. Помню, когда я настаивал на выделении целевых средств, меня спрашивали: "А когда мы получим результат?" Вот, получили. И это, понятно, не единственный случай.

А вообще, все новые технологии в области общественной безопасности имеют и оперативный, и превентивный эффект применения. Но мы должны так сбалансированно предусмотреть выделение бюджетных средств, чтобы они в разумных пропорциях направлялись как на новые технические системы безопасности, так и на необходимые точечные проекты по профилактике среди конкретных категорий граждан. Ну и контроль также будет за нами.

Понятно, что закон о стандартах не будет исчерпывающим и точку в нем не поставить. Но основные моменты необходимо прописать. И мы это сделаем.

Какие задачи ставите лично перед собой?

Игорь Орлов: На сегодня в ЗС есть немало законопроектов, требующих внесения поправок для приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Считаю, что стоит воспользоваться этой ситуацией, чтобы вместе с чисто техническими правками внести и более серьезные, идеологические. Необходимо дополнить законы и адаптировать их к существующим реалиям.

Например, распределить обязанности, а значит, и финансирование среди структур, имеющих реальные рычаги управления. Что происходит сегодня? Самая распространенная ситуация: глава администрации отвечает за все, но не может ничего сделать, поскольку нет средств. Та же картина наблюдается при разделении обязанностей по обеспечению общественной безопасности между правительством и администрацией губернатора.

По существующему положению все мероприятия - по линии и МВД, и МЧС, - финансируются через госпрограмму в правительстве региона. А пожелания и заявки от ведомств стекаются в администрацию губернатора, потому что с некоторых пор должности министра безопасности в краевом правительстве нет. На деле возникает большой разрыв между тем, что хотелось бы видеть в госпрограмме, и тем, что там уже есть. И только небольшая часть пожеланий, основанных на субъективном мнении людей, составляющих документ, попадает в него и впоследствии реализуется. Такова сегодняшняя нормативная база и структура власти.

На мой взгляд, ЗС должно не только распределять бюджет, но и формировать условия, чтобы исполнительная власть и подчиненные ей структуры могли реализовать требуемое законом. Этого в крае пока нет. Необходимо поменять зону ответственности и сделать так, чтобы законы действительно заработали. Причем сделать это надо комплексно, чтобы один региональный документ не противоречил другому. И венцом этой работы должен стать закон Пермского края о безопасности, который объединил бы и свел воедино всю законодательную базу.

Именно этой работой я и планирую заняться в качестве депутата ЗС и руководителя постоянно действующей рабочей группы по вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Пермь Пермский край