Первая за 260-летнюю историю театра полная реконструкция началась в апреле 2014 года. Стоимость ее составила более 7,1 миллиарда рублей, при этом, как подчеркивал министр культуры РФ Владимир Мединский, смета ни разу не пересматривалась в сторону увеличения. Как такое могло случиться? По словам гендиректора театра Тамары Михайловой, Малый театр в этом ремонте, в отличие от остальных, выступал заказчиком без посредников, сам участвовал в конкурсах, заключал контракты (преимущественно - недолгосрочные) и полностью нес всю ответственность. Что позволило также чудодейственным образом выйти и на сильное опережение строительных планов со сроками - изначально завершать реконструкцию и приглашать первых зрителей планировалось только в 2018 году. Но уже 19 декабря 2016 года в отреставрированном "доме Островского" вновь играли комедию Грибоедова "Горе от ума" - постановку Сергея Женовача 2000 года, ставшую своеобразной визитной карточкой театра. И уникальную акустику императорского зала Малого, которую обещали сохранить столь же превосходной, как и было раньше, когда любое слово, произнесенное на сцене шепотом, было слышно на последнем ярусе (секрет архитектора Бове - дубовый потолок и стены, выложенные особой кладкой), в этот вечер первыми проверяли ставшие уже нарицательными персонажи. Мудрый несуетный Фамусов - Юрий Соломин, Чацкий-- Глеб Подгородинский, роскошный Скалозуб - Виктор Низовой, прелестная Софья - Полина Долинская, колоритная Хлестова - Людмила Полякова...
От идеи премьерных постановок к открытию отказались сознательно. Ведь для Малого театра "Горе от ума" - особая пьеса. Ну, шутка ли - к рубежу веков это была седьмая редакция! Многие артисты, занятые в спектакле, уже играли в прежних версиях "Горя от ума", и пьеса стала частью их биографии. Но повторяться не хотели, потому что нельзя в прошлое возвращаться - Александру Чацкому это не удалось. Лейтмотив спектакля: надо помнить прошлое, жить вместе с ним, но возвращаться туда не нужно. Просто не получится...
Принципиально было, чтобы на сцене сошлись разные поколения и получился, прежде всего, яркий актерский, а не концептуально-режиссерский спектакль. "Я очень благодарен Юрию Мефодьевичу Соломину - все-таки он мастер и руководитель театра - за то, что мы сочиняли вместе, и он пошел за нашим общим замыслом, - рассказывал обозревателю "РГ" тонкости работы перед премьерой режиссер-постановщик Сергей Женовач. - В спектакле трудно анализировать, кто за кем идет, но я всегда иду к сотворчеству с артистами. Мне так интереснее - я одно могу придумать, артист - другое, когда мы слышим друг друга, начинаем вместе искать. Этот путь сложный, им сейчас почти никто в театре старается не идти. Все придумывают концепцию, и артисту остается обслуживать эту концепцию, а дальше начинается борьба с артистами. Я принадлежу к другому типу режиссеров, наверное, вымирающему, которые любят работать с артистами. Хотя это очень трудно".
Надо отметить, что "Горе от ума" в Малом театре - наиболее полное и подробное "Горе", которое когда-либо кому-либо приходилось видеть. Соблазна сократить пьесу не было: из текста убрали только один монолог Репетилова в разъезде о том, как он женился. По сюжету важно было понять, что происходит с Чацким, а не "перегружаться" Репетиловым. А в остальном пьеса, как ни странно, расширялась - много вставили из ранних редакций. Ведь здесь хотели почувствовать пьесу, прикоснуться к той загадке, которую оставил Грибоедов, начать театр со слова, а дальше разбираться, что заставляло персонажей произносить те или иные слова, и сочинять мир, в котором эти слова могут произнестись...
Философия Чацкого претерпела некоторые изменения. Всегда история сводилась к тому, что приезжает злой человек и начинает все крестить и всех разоблачать. В Малом театре Чацкий приезжает не воевать с фамусовской Москвой. Он приехал в детство. "Самое лучшее, что есть в жизни человека, - это детство, первое чувство, и не случайно часто в жизни человека все определяет первая любовь, - рассказывал обозревателю "РГ" в интервью перед первым спектаклем Сергей Женовач. - Мы дали отрывок из первой редакции, где понятно, что именно Чацкий был причиной разрыва - обидевшись, уехал за границу и не появлялся в доме, служил и в статской службе, и в военной, и вдруг понял, что жизнь его пуста. Примчался к этой девчонке, к этой печке в доме, к этому дяде Паше, как мы на репетициях называли Фамусова. А в одну воду дважды не войти. И дальше возникает постижение происходящего и чувство одиночества - не только у Чацкого, но и у Фамусова, да у всех. В "Горе от ума" нет глупых или умных. Здесь все и умные, и глупые, и несчастные. В этом-то и феномен Грибоедова - он опередил время, его комедия - затакт русского психологического театра... Наш Чацкий - Глеб Подгородинский - больше растерян перед жизнью в своих стараниях вернуться в юность. Но как там у Шпаликова - не возвращайтесь в родимые места, хотел бы сесть на валенок и в 1941 год в детство вернуться, но нельзя, потому что жизнь берет свое... Горе именно от ума, от того, что умом все просчитаешь, умом все сообразишь, а жизнь богаче выдумки и сложнее, многообразнее, чем можно предположить".