Меры государственной поддержки российских производителей лекарств традиционно ориентировались на формирование комплекса из субсидиарных и преференциальных механизмов регулирования. При этом решений, прямо направленных на привлечение инвестиций для повышения ее привлекательности как инструмента увеличения экономической эффективности бизнеса, до сих пор практически не было. Поэтому в механизме специальных инвестиционных контрактов (СПИК) фарминдустрия видит большой потенциал. И в первую очередь - свидетельство перехода к новому уровню взаимодействия бизнеса и государства. Он делает возможным учет индивидуальных параметров инвестиционных соглашений в зависимости от конкретных условий локализации продукции.
Однако с учетом специфики фармпромышленности предложенные в рамках СПИК меры стимулирования не могут рассматриваться как соразмерные средствам и усилиям, затраченным инвестором. Количество предусмотренных мер стимулирования ограничено. В основном, это представление налоговых льгот, возможность стать единственным поставщиком производимого в рамках СПИК товара и присвоение ему локального статуса. Однако в этом перечне нет важнейшей основы любой инвестиционной деятельности - принципиальной взаимосвязи вложения и возврата инвестиций, в том числе гарантии реализации локально произведенного товара.
Правомерен вопрос о целесообразности определения инвестора СПИК в качестве единственного поставщика производимого товара в случае, если такой товар не имеет аналогов и\или если в отношении него выдан действующий на территории Российской Федерации патент, который препятствует производству аналогичного товара, без установления другими лицами ограничений объемов инвестиций. Тем самым будет обеспечена локализация и трансфер технологий в отношении наиболее инновационной и высокотехнологичной продукции.
Особенностью фармацевтической продукции является большая доля субстанции в окончательной стоимости готового препарата. В соответствии с международными договорами об определении страны происхождения товара, локальным считается тот, в конечной цене которого используемые материалы иностранного происхождения не превышают 50 процентов. По критериям, установленным постановлением правительства РФ N 719, минпромторг присваивает препаратам в готовой лекарственной форме локальный статус без учета этого правила. Однако в общей стоимости большинства препаратов российского производства, и в особенности локализованных препаратов, неизбежно будет превалировать доля фармсубстанции. Между двумя подходами к определению локальности продукта возникает противоречие.
Постановление правительства N 1289 (так называемое "Третий лишний") ограничивает допуск импортируемых товаров к госзакупкам. Но статус страны происхождения товара определяется общими правилами международных договоров Российской Федерации и иных участвующих в них стран. И это ставит под вопрос возможность участия продукции, произведенной в рамках СПИК, в государственных закупках. Аналогичный подход заложен и в статью 58 Таможенного кодекса Таможенного союза. Целесообразно было бы при закупках лекарств, произведенных в рамках СПИК, ввести для них исключение из сферы действия постановления N 1289, например, на период действия специнвестконтракта. Ограничение возможностей заключения СПИК только продукцией, не имеющей аналогов, также не увеличивает инвестиционную привлекательность отечественной фарминдустрии. Как правило, решение о локализации принимается в отношении целой группы препаратов. В нее в числе прочих может входить и препарат, не имеющий аналогов. Но введение ограничений в отношении препаратов, представляющих собой предмет СПИК, может значительно снизить практическую привлекательность этого инвестиционного инструмента.
Кроме того, компании осуществляют различные инвестиции задолго до подачи заявления на заключение СПИК. Долгосрочный характер планирования и реализации инвестиций в фармпроизводство предполагает необходимость учитывать и средства, ранее инвестированные в строительство и модернизацию производственных мощностей в сумме всех инвестиций, необходимых для заключения СПИК.
Механизм специнвестконтрактов как формы обеспечения обязательств не только инвестора, но второй стороны контракта - Российской Федерации или ее субъекта - существенно повышает надежность и прогнозируемость инвестиций в отрасль. Но не менее важный базовый аспект инвестиционной деятельности - получение экономической выгоды от вложения средств - в рамках СПИК, на наш взгляд, нуждается в существенной доработке.
Наталья Тотахеваге, юридический директор компании Abbott Россия и СНГ:
- Мы рады, что правительство Российской Федерации предпринимает меры для поддержки российской системы здравоохранения, и видим большой потенциал в заключении специнвестконтрактов. Предоставление преференций компаниям, производящим препараты полного цикла в России, поможет тем, кто планирует расширять здесь бизнес, углублять локализацию.
Однако существует целый ряд вопросов, которые необходимо детально проработать, включая такие, как охрана интеллектуальной собственности, требования по безопасности, экономическая целесообразность производства субстанций. В каждом отдельном случае важно оценить общую потребность российского рынка в той или иной субстанции, чтобы объем необходимых инвестиций для ее производства на территории страны не превышал во много раз сумму полученных преференций. Очень важно наладить диалог между всеми заинтересованными сторонами для проработки деталей, чтобы действия правительства по поддержке отечественной системы здравоохранения были успешными и основная задача - повышение качества медицинской помощи - была достигнута.