Инициатива разработана в связи с увеличением числа аварий по вине водителей грузового и пассажирского транспорта, принадлежащего физическим лицам. Так, число аварий по вине водителей грузовиков, находящихся в собственности физических лиц, увеличилось за 11 месяцев этого года на 45,5 процента. Это практически 10 086 ДТП, в которых погибло 1468 человек.
В проекте закона вводятся требования для водителей, которые управляют собственным транспортом. А это требует довольно большой ответственности.
В поправках говорится о введении обязанности для физических лиц, владеющих грузовиками или автобусами, обеспечивать оснащение транспортных средств тахографами, обеспечивать соблюдение нормы времени непрерывного управления транспортным средством и перерывов в таком управлении и обеспечивать соответствие технического состояния авто требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании. В тексте документа сказано: "Нарушение водителем транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, режима труда и отдыха, равно как и водителем автобуса или грузового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, норм времени непрерывного управления и перерывов в таком управлении влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей".
Однако, по сути документа можно сказать, что водитель должен сам проверить свое транспортное средство. Например, ткнуть ногой в колесо, и убедиться, что оно не болтается. Заполнять всю форму, которая положена выпуску транспорта для юридических лиц, частник не обязан .
Инициатива уравнять в правах владельцев грузопассажирского транспорта вне зависимости от формы собственности или вовсе запретить регистрацию грузовиков и автобусов на физические лица впервые была озвучена Натальей Агре, президентом экспертного центра "Движение без опасности", осенью 2015 года в рамках общественных обсуждений в Доме правительства. Но пока она получила лишь малую поддержку в виде ужесточения контроля за перевозчиками.
Предложение было связано с тем, что легальные перевозчики и теневые находятся в заведомо неконкурентных условиях. В первую очередь, страдает малый и средний бизнес, а в нынешних условиях важно, чтобы на рынке остались добропорядочные перевозчики.