Турецкое направление по-прежнему остается востребованным, отказов в туров не наблюдается, рассказала Майя Ломидзе. "Турция в этом году вошла в десятку наиболее продаваемых направлений на новогодние праздники, - уточнила исполнительный директор АТОР. - По данным некоторых поисковых систем (B2B), занимает 5 место - довольно неплохой результат для этого направления. Надо сказать, что в предыдущие годы, до того как Турцию закрыли, она продавалась на Новый год, но не особо активно и никогда пятое место не занимала по популярности, в отличие от сезона 2016-2017 года. Это говорит о том, что на направление был явно отложенный спрос. Мы видим, что за последние несколько дней после абсолютно чудовищной трагедии, которая произошла в Анкаре, особого изменения спроса не произошло. Пока не наблюдается снижения динамики бронирования на новогодние праздники и на посленовогодние даты, равно также нет снижения бронирования на летние каникулы. Нет практически отказов даже в степени среднестатистической погрешности. То есть у кого-то есть какие-то единичные отказы, но связаны ли они с терактом или связаны они с какими-то обстоятельствами самих туристов, это не понятно. То есть в целом картина по рынку такая, что теракт не повлиял на спрос на Турцию". Майя Ломидзе отметила, что аналитики все же считают возможным замедление бронирования в течение оставшихся дней декабря, вплоть до конца года.
Напомним, туристические компании обязаны информировать туристов о возможных рисках. На данный момент действует осторожная рекомендация Министерства иностранных дел, адресованная путешественникам: взвешивать все риски, прежде чем принимать решение о поездке в Турцию. И именно эту рекомендацию в турагентствах, туроператорских компаниях повторяют клиентам, которые планируют отдыхать на курортах этой страны.
В связи с отсутствием наиболее массового зимнего направления последних десятилетий - Египта, произошло перераспределение спроса на новогодние каникулы. "Безусловными лидерами продаж являются такие массовые направления, как Таиланд, Вьетнам, Арабские Эмираты, Турция, - перечислила четыре основных направления, которые активно продаются на новогодние праздники, Майя Ломидзе. - Европа показывает существенную динамику спроса, примерно плюс 20 процентов в организованном сегменте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И наши аналитики считают, что в течение ближайших 10 дней эта цифра может еще измениться в сторону увеличения". Главная причина, по мнению аналитиков, экономическая - туры в рублях немножко подешевели, и еще есть возможность сделать визы.
Наибольшим спросом среди европейских направлений пользуются, в первую очередь, "альпийские" страны. Популярны горнолыжные направления Андорры, Австрии, Италии. С достаточно большим отрывом, по словам исполнительного директора АТОР, идут Франция, Швейцария и Германия.
По предварительным оценкам аналитиков, количество выезжающих за рубеж на эти новогодние праздники процентов на десять меньше, чем в 2015-2016 годах.
Что касается внутрироссийских направлений, то по активности запросов и по активности заполнения объектов размещения хитом продаж стала Красная Поляна. И хотя динамика не такая, как была в прошлом году, когда наблюдался ажиотажный спрос, горнолыжный кластер на Кавказе лидирует.
"Затем Санкт-Петербург и Москва, - перечислила Майя Ломидзе. - Это уже такой экскурсионный сегмент, семейный отдых. Приезжают со всей России, потому что обе столицы предлагают довольно активную событийную программу на рождественские и новогодние праздники. И с каждым годом это находит все больший отклик в сердцах наших семейных путешественников практически со всей страны. По предварительной оценке, тут мы уже анализируем не только организованный сегмент, но и самостоятельных туристов, обе столицы примут примерно на десять процентов больше туристов, чем в прошлом году. Следующий новогодний хит, который немножечко подвинул города Золотого кольца, это Казань. В Казань тоже едут со всей России. Но в основном, как ни странно, Москва, Центральный федеральный округ. Казань тоже разнообразила серьезно свою Рождественскую новогоднюю программу. Там будут проходить встречи с местным Дедом Морозом. Это позволило Казани выйти на стабильное четвертое место по количеству запросов, популярности на внутреннем рынке.
И нельзя не сказать, раз уж мы говорим о Деде Морозе, про Великий Устюг. Здесь у нас наблюдается жесткая конкуренция между операторами и самостоятельными путешественниками. Великий Устюг ожидает увеличения количества туристов больше, чем на двадцать процентов. Пока мы не можем эти данные подтвердить, потому что у нас их еще нет. Но, судя по отчетам туроператоров, которые они дают, Великий Устюг действительно пользуется высоким спросом, несмотря отнюдь на не самые низкие цены".
Что касается интереса иностранцев к отдыху в России, то их запросы не сильно отличаются от того, что было в предыдущие годы, заметила Майя Ломидзе. В первую очередь, их интересуют Санкт-Петербург, Москва, "Золотое кольцо", Казань. Дальше с очень большим отрывом идет группа регионов, которые предлагают активный отдых на природе - это Сибирь, Алтай, Камчатка, Якутия и Приморье, если говорить, например, о корейских и японских туристах.
Пресс-конференция исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе